Знаки препинания при диалоге схемы. Правила оформления прямой речи диалога

Содержание

Двоеточие и другие знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при диалоге схемы. Правила оформления прямой речи диалога

Русский язык характерен сложностью своего синтаксиса при применении прямой речи. Поэтому роль знаков препинания в нем очень велика. Они должны обеспечить читателю правильное понимание написанного.

Часто для наглядности этого факта приводят знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать». Если запятую переместить, смысл фразы изменится на противоположный.

Знаки препинания и прямая речь

Прямая речь в этом отношении отличается сложной комбинацией выделяющих и отделяющих знаков препинания, выполняя функцию передачи чужого высказывания. Особую роль здесь играет двоеточие.

Рассмотрим несколько вариантов изложения прямой речи с правильной расстановкой знаков препинания. При письменном отображении прямой речи используются следующие знаки препинания:

  • двоеточие;
  • точка;
  • запятая;
  • тире;
  • вопросительный знак;
  • восклицательный знак;
  • кавычки.

Прямая речь после слов автора

После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Сама прямая речь заключается в кавычки, если идет в строку.

Он кинулся к нему с вопросом: «Зачем ты пришел? Что тебе здесь нужно?».

Посреди многолюдной улицы он демонстративно толкнул его плечом и сказал: «Парень, я тебя где-то видел».

Однако двоеточие не ставится, если прямая речь заключается между двумя предложениями, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь.

Он быстро написал несколько строчек на листке бумаги  и вручил его мне.

— Зайдете к профессору Сергееву и  поговорите с ним на эту тему, — произнес он командирским голосом.

Прямая речь перед авторскими словами

1 Когда прямая речь приводится внутри повествовательного текста, то она заключается в кавычки, а перед авторскими словами ставится запятая и тире.

«Сейчас, Антон, сейчас», — растроганно отвечает Галина Федоровна.

2 Если речь идет о диалоге, то прямая речь выделяется тире с одной стороны и запятой с тире — с другой.

— Сейчас, Антон, сейчас, — растроганно отвечает Галина Федоровна.

Подробнее об этом читайте ниже в разделе «Знаки препинания при диалоге»

3 Когда после прямой речи идет авторская ремарка, которая начинается словами:

  • «так рассказывают»,
  • «так говорит»,
  • «так следует»,
  • «вот как видится»,

то после кавычек ставится только тире.

«Они честно сложили свои головы» — так говорят о погибших на войне.

То же правило действует в случае присоединительной конструкции в конце предложения.

«Каждый сверчок знай свой шесток» — этому правилу следуют слабые люди.

Прямая речь внутри авторских слов

1 Когда прямая речь стоит внутри авторских слов, перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (факультативно). Обычно, если в конце прямой речи есть вопросительный или восклицательный знаки, то ставится тире. В иных случаях — запятая.

Галина ласково предупредила мужа: «Смотри, недолго там ходи», и ушла опять на кухню возиться с обедом.

Он долго бродил по городу, прежде чем решиться спросить: «Где здесь можно поесть дешево?” — но никто не знал.

2 Между двумя репликами разных лиц, находящихся внутри авторского текста, ставятся запятая и тире.

Иван часто говорил: «Не мешало бы прогуляться», — «Да, прогуляйся, проветри мозги», — отвечала Антонина.

3 Авторы любят использовать отдельные подлинные выражения своих героев в повествовательном тексте. В таких случаях двоеточие не ставится.

С криком «Убью, паразит!» мужик бросился на соседа.

Громкое «Да здравствует революция!» неслось по улицам.

Важно! И опять все не так просто. Когда перед подлинным выражением стоят слова «предложение», «надпись», «мысль» и так далее, то в таких случаях двоеточие все же ставится.

Он  остановился перед небрежно написанной вывеской: «Скобяные и прочие хозяйственные товары».

Куравин вечно носился с мыслью: «А как бы чего поесть».

Авторские слова внутри прямой речи

В предложениях, где слова автора стоят внутри прямой речи, наблюдается особенно большое разнообразие знаков препинания и нюансов в их применении:

1 Кавычки ставятся только в начале и конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами.

«Сколько стоит номер в этой гостинице? — неуверенно спросил Бобров, —  У меня туго с финансами».

2 Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно стоять двоеточие, то слова автора выделяются  с одной стороны тире, а с другой — запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.

«Будем стоять до последнего патрона: — доложил капитан, — нам бы день простоять да ночь продержаться. Другого не дано».

Если слова автора переместить, то получится:

Капитан доложил: «Будем стоять до последнего патрона: нам бы день простоять да ночь продержаться. Другого не дано».

3 При наличии двух глаголов со значением высказывания внутри авторского текста, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие, при этом вторая часть прямой речи пишется с большой буквы.

«Ты где был? — строго спросил отец, потом как-то осел голосом и уже почти страдальчески добавил: Как я ни бился, ничего путного из тебя не вышло».

«Ну ты собирай на стол, а я пройдусь немного, — мягко сказал Бойчук, надел пальто, взял палку и, уже открывая входную дверь, сообщил: Буду через час».

Абзацы при прямой речи

Прямая речь может идти в строку (это называется в подбор)  или оформляться абзацем.

Первое чаще применялось писателями прошлого.  В современной литературе написание прямой речи в строку применяется лишь в случае короткой, небольшой фразы или  когда излагается внутренний монолог персонажа.

«Он шел и горячечно думал: «Сейчас я его найду, и пусть попробует мне не ответить откровенно. Если начнет юлить, то я его уничтожу без всякого сожаления. Пусть неповадно будет другим измываться над слабым человеком».

Абзацы при прямой речи придают повествованию более быстрый темп, большую экспрессию, большую занимательность, прерывают нудное, долгое повествование.

В  случае абзаца после слов автора ставится двоеточие, а перед прямой речью — тире.

Саша проговорила еле слышным шепотом:

— Мне нехорошо. Очень.

Абзацы широко применяются при активном диалоге.

Знаки препинания при диалоге

Диалог в современной литературе оформляется в виде отдельных абзацев, перед каждым из которых ставится тире.

— А вот и дядя наш приехал. Мы думали — совсем нас позабыл.

Виктор осторожно приоткрыл краешек одеяльца, глянул на сморщенное личико:

— Сколько… ему?

— Ей уже два месяца. А дядя даже открытку не прислал.

— Вы тоже хороши. Могли бы дать телеграмму — я бы сразу приехал.

— Как на грех, потеряла твой адрес, — виновато пояснила мать.

Если реплики идут все же в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от следующей тире.

«Ты долго еще будешь у нас?» — Сам не знаю, все будет зависеть от обстоятельств» — Ох уж эти обстоятельства. Плюнь ты на них да порадуй нас хотя бы недельку».

Источник: https://PishuGramotno.ru/punktuacia/punktuacija-pri-prjamoj-rechi

Знаки препинания в прямой речи: способы передачи и оформление, знаки препинания, прямая речь в тексте, примеры,как оформляется

Знаки препинания при диалоге схемы. Правила оформления прямой речи диалога

> Русский язык > Оформление прямой речи в тексте

Прямая речь (далее ПР) — сопровождаемая авторскими словами передача чужого высказывания. Правильное ее оформление позволяет передать все особенности живого русского языка, его экспрессию. Учить этому начинают с пятого класса. Это отдельное от авторских слов предложение. Оно сохраняет и передает не только общий смысл высказывания, но и его стилистические особенности.

  • Способы передачи и оформление
  • Знаки препинания
  • Схемы и диалог
  • Написание цитат

Способы передачи и оформление

В текст автора могут быть включены чужие слова, не принадлежащие ему.

Чтобы оформить чужие мысли, можно воспользоваться правилами написания прямой или косвенной речи, несобственно-прямой речи или диалога. При этом оформить первый вариант будет сложнее, так как он включает в себя слова автора. Но именно прямая речь сохраняет на 100% и содержание, и форму чужих изречений.

Знаки препинания

Чужие выражения на письме требуют особого оформления, зависящего от места расположения авторского текста, они могут быть перед, после или внутри ПР.

: распространённые предложения, простые примеры за 5 класс.

Возможны следующие четыре варианта:

  1. Авторские слова перед чужими. Поставьте после них двоеточие и откройте кавычки, в которых с большой буквы пишите прямую речь. Если в конце чужих слов ставится восклицательный или вопросительный знак, то кавычки закрываются после знака. Но если предложение повествовательное, то есть в конце точка, то сначала закрываются кавычки, потом ставится точка. Пример: Оля сказала: «Пойду играть». Оля спросила: «Могу я идти?» Оля воскликнула: «Ура! Играть!»
  2. Слова автора после прямой речи. Обособьте сторонние изречения кавычками, начав писать с большой буквы. Свою речь пишите после тире, стоящего за кавычками, с маленькой буквы. Восклицательный и вопросительный знаки, а еще многоточия ставьте внутри кавычек, а запятую, если ПР повествовательная, — после кавычек, перед тире. Но в случае если в ней не одно предложение, а несколько, то за кавычки знаки не выносятся. Пример: «Пойду играть», — сказала Оля. «Могу я идти?» — спросила Оля. «Ура! Играть!» — воскликнула Оля.
  3. Слова автора внутри ПР. Кавычки откройте, напишите первую часть сторонних изречений с большой буквы, поставьте запятую и тире, с маленькой буквы напишите свои слова, опять запятую и тире, продолжите ПР с маленькой буквы, закройте кавычки. Но если после первого отрезка ПР стоит восклицательный (или вопросительный) знак, то вторая часть пишется с большой буквы, а после высказывания автора ставится точка. Количество предложений в чужих словах неограниченно. «Я пойду, — сказала Оля, — а то поиграть хочется». «Ура! — воскликнула Оля. — Идем играть!» «Ура! — воскликнула Оля. — Играть! Пойдешь со мной?»
  4. Внутри слов автора ПР. Такое бывает крайне редко. Пишем первую часть ваших слов, двоеточие, открываем кавычки, пишем чужое высказывание с большой буквы, закрываем кавычки, ставим тире, пишем продолжение вашего изречения с маленькой буквы. Оля сказала: «Я хочу играть», и сразу же убежала. Я услышала, как Оля сказала: «Могу я идти?» — и вышла. Если знаки препинания в авторских словах не нужны, то сначала ставится двоеточие, а перед второй — тире. Воскликнув: «Ура!», Оля побежала играть. Если же на месте разрыва должны быть знаки, то после первой части ставится двоеточие, а перед второй — запятая.

: ударение в слове баловать.

Схемы и диалог

Проще всего запомнить правила оформления ПР, используя схемы.

Знаки могут быть соответственно большими или маленькими.

«П», — а.А: «П».«П, — а, — п».А: «П», — а.
«П!» — а.А: «П!»«П, — а, — п!»А: «П!(?)» — а.
«П?» — а.А: «П?»«П? — а, — П».А: «Пр…» — а.
«П! — а, — П».А: «Пр. р.!», а.

Диалог не оформляется в кавычки, даже если присутствует авторский текст. Каждая новая реплика начинается с новой строки и перед ней ставится тире.

— Можно мне идти? — спросила Оля.

— Да, конечно, — ответила мама. — Иди поиграй.

Если в одном предложении есть две прямые речи, то перед второй ставится еще и двоеточие.

— Да, иди, — ответила мама и спросила: — Ты идешь с Колей?

Короткие диалоги пишутся одной строкой:

— Я пойду? — спросила Оля. — Да, конечно!

: что такое фразеологизмы в русском языке, их значение.

: буквы «о» и «е» после шипящих в корне слова.

Написание цитат

Цитата — дословное воспроизведение чьих-то высказываний. Они, как правило, оформляются кавычками, как предложения с ПР. Но не всякая цитата является ПР. Для этого предложение с цитатой должно содержать слова автора.

Цитатой может быть как проза, так и стихи, но такие предложения оформляются по тем же правилам, что и обычная ПР. И только если такая стихотворная цитата оформляется отдельно от авторской речи, она не заключается в кавычки.

Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, то в конце стихотворения ставится тире или запятая и тире.

: пословицы о семье и семейных ценностях для 5 класса. Монархия абсолютная читайте у нас на сайте.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/oformlenie-pryamoj-rechi-v-tekste.html

Как правильно оформлять диалоги? Оформление прямой речи и диалогов. Знаки препинания

Знаки препинания при диалоге схемы. Правила оформления прямой речи диалога
Как правильно оформлять диалоги?

Обозначения:

П – прямая речь с большой буквы
п – с маленькой

А – авторский текст с большой буквы
а – с маленькой

Схематическое написание наиболее популярных вариантов диалогов

Вариант 1:

Обратите внимание, точка всегда ставится снаружи кавычек. Вопросительный и восклицательный знаки – внутри. Запятую встречала и внутри, и снаружи.

Вариант 2:

“П,” – а.”П!” – а.

“П?” – а.

Вне зависимости от типа знака в конце прямой речи, в данном случае это – одно предложение. Поэтому авторский текст тут всегда с маленькой буквы.

Вариант 3:

“П, – а, – п”.

Авторский текст разрывает одно предложение прямой речи, поэтому после авторского текста стоит запятая, прямая речь продолжается с маленькой буквы.

“Для вас, ребята, всё это превосходно, – сказал он, – вам эта штука по душе, а мне – нет”.
( из книги “Трое в лодке, не считая собаки”)

Вариант 4:

“П, – а. – П”.”П? – а. – П”.

“П! – а. – П”.

Авторский текст следует после законченного предложения прямой речи.

“Кажется, чёртова палатка свалилась, – говорит он. – А где Билл?”А ты что делаешь? – кричит он в ответ. – Не можешь отпустить, что ли?””Ах, тогда! – ответил он, просияв. – Да, вспомнил!”

( из книги “Трое в лодке, не считая собаки”)

Вариант 5:

“П, – а и а: – П”.
А: “П”, – а.

“Тут не пройти, – сказал Джон. Он огляделся и проворчал: – Похоже, придётся вернуться”.
Билл предложил: “А если попробовать вон там”, – и указал на едва заметную тропинку вдоль самой стены.

А: “П…””П…” – а.”П!..” – а.”П… – а. – П”.

“П, – а, – п…”

— П, — а.
– Привет, – улыбнулась Елена.

— П? — а.
– Кофе будешь? – спросил Деймон.

— П! — а.
– Привет! – улыбнулась Елена.

— П… — а.
– Не знаю… – ответила девушка.

— П, — а, — п.
– Привет, – улыбнулась Елена, – рада тебя видеть.

— П, — а. — П.
– Привет, – улыбнулась Елена. – Хорошо, что ты зашел.

— П? — а. — П.
– Уверена? – спросил Деймон. – Второго шанса не будет.

— П! — а. — П.
– Врешь! – бросил Деймон. – В первую очередь, себе самой.

— П… — а, — п.
– Он… – замялась девушка, – он признался мне в любви.

— П… — а. — П.
– Я… – девушка замялась. – Не думаю, что это хорошая идея, Деймон.

— П, — а. А: — П.
– Согласна, – кивнула Елена. Сделав пару шагов в сторону Деймона, она с улыбкой добавила: – Думаю, мы отлично проведем время.

— П, — а. А. — П.
– Согласна, – кивнула Елена. На лице Деймона отразилось удивление – он явно не ожидал подобного ответа. – Думаю, мы отлично проведем время.

— П? — а. А: — П.
– Уверена? – спросил Деймон. Несколько минут он пристально смотрел на Елену, после чего предупредил: – Второго шанса не будет.

— П? — а. А. — П.
– Согласна? – удивилась Елена. Услышав тон ее голоса, Деймон отвернулся. – Не думаю, что это хорошая идея.

— П! — а. А: — П.
– Отлично! – ухмыльнулся вампир. Внимательно осмотрев Елену с головы до пят, он заключил: – Теперь тебе нужно купить новое платье.

— П! — а. А. — П.
– Ух ты! – обрадовалась девушка. Деймон, увидев ее реакцию, улыбнулся. – В таком случае, хочу еще и туфли.

— П… — а. А: — П.
– Хм… – изобразил удивление вампир. С минуту подумав, он согласился: – Твоя взяла, Елена.

— П… — а. А? — П.
– Кофе… – Елена растерялась. Какое кофе может быть, если ей страшно оставаться с Деймоном наедине? – Пожалуй, нет.

На самом деле, есть еще немало вариантов, в которых одни знаки препинания заменяют другие.
Главное – знать основные правила написания, а это: слова автора пишутся после запятой/троеточия/знака вопроса/знака восклицания с маленькой буквы!

Пунктуация. Пробелы

Они являются камнем преткновения для очень многих авторов. Запомните раз и навсегда следующее.

Пробел никогда не ставится перед: двоеточием, троеточием, запятой, точкой, точкой с запятой, восклицательным или вопросительным знаком. Отдельно хочу выделить дефис – он вообще не отделяется пробелами (кроме одного редкого случая, не имеющего к данной теме никакого отношения).

Пробел всегда ставится: перед тире, открывающими скобками и открывающими кавычками; после тире, двоеточия, троеточия, запятой, точки, точки с запятой, восклицательного или вопросительного знака.

В случае кавычек и скобок, то после их закрытия пробел ставиться лишь тогда, когда продолжается текст без каких-либо знаков препинания. Во всех остальных случаях (точка, запятая, какой-либо знак и пр.

), пробел не нужен.

Пунктуация. Запятая

С запятыми многие куда в большей ссоре, чем с пробелами..

Запятая при обращении.
Многие почему-то забывают, что любые обращения, будь то имена, прозвища и пр., выделяются запятыми.

– Елена, все хорошо.- Ты невыносим, Деймон Сальваторе!- Конечно, друг, о чем речь.

– Ну что, красотка, прогуляемся?

Запятая при оборотах.
Запомните: деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, независимо от того, в какой части предложения стоят:

Старший Сальваторе сидел на диване, распивая бутылку виски.
Стоя под струйками горячей воды, девушка мечтала о том, как шикарно пройдет сегодняшний вечер.

Чтобы правильно расставить запятые при причастном обороте, вам необходимо знать определяемое слово.
Если оборот стоит после этого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. Если перед – запятые не ставятся:

Джинсы, неприлично низко посаженные на бедрах, норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Определяемое слово – джинсы. Если переставить оборот перед определяемым словом, получается следующее:

Неприлично низко посаженные на бедрах джинсы норовили в любую секунду сползти еще ниже.

Если определяемое слово выражено личным местоимением, то расположенный перед ним оборот все же выделяется запятой:

Эгоистичный в своей страсти, Деймон мечтал обладать Еленой единолично.

Запятая в сложных предложениях.
Очень просто и доступно все сказано здесь: www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_PunctSentCm.htm.

От себя хочу добавить: учитесь быстро разделять сложные предложения на простые.

Если вы объединяете несколько простых предложений, каждое из которых имеет подлежащее и сказуемое, то непременно должны использовать правильные пунктуационные знаки.
В большинстве случаев запятой бывает достаточно:

Полнолуние наступит всего через каких-то семнадцать часов, и это мизерное время – все, что у них осталось.

Кому интересно – почитайте о правилах применения запятой здесь: new.gramota.ru/spraa/rules/?rub=zap.

Источник: http://likbezz.ru/blog/oformlenie-pryamoy-rechi-i-dialogov.html

Библиотека

Знаки препинания при диалоге схемы. Правила оформления прямой речи диалога

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.(Чуковский)

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?– А так иду, куда ноги идут.– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.(Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью.

Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами.

Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Р, – а. – Р! – а. – Р? – а.

– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Р, – а, – р.– Р, – а. – Р.

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

4. Слова автора разрываются репликой

А: – Р, – а.А: – Р! – а.А: – Р? – а.

Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Упражнение № 1

    __Добрый вечер_, _ _казал на всякой случай Маленький принц.
    __Добрый вечер_, _ _тветила змея.
    __На какую это планету я попал?_
    __На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.
    __Вот как. А разве на Земле нет людей?_
    __Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая_.
      (Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

    _Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.
    _Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?
    _Администратор Варьете Варенуха.
    _Иван Савельевич? _ _адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
    _Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?
    _Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

(Булгаков)

Упражнение № 3

Я сказал_

    _Чудовищно! __охвалил Борис Сергеевич.
    _Хорошая песня, правда? _ _просил я.
    _Хорошая, _ _казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.
    _Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _казал я, _ _ожно бы ещё погромче.
    _Ладно, я учту, _ _казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?
    _Нет, _ _казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.
    _Ну что ж, _ _казал Борис Сергеевич, _ _аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

(Драгунский)

Источник: http://www.gramota.tv/biblio/textbooks/gramota/punct/344-45-193

Чужая речь: прямая и косвенная

Знаки препинания при диалоге схемы. Правила оформления прямой речи диалога

Чужая речь – это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, незаписанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь – это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой.

Какое красивое платье! – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи (П) и слов автора (А). Прямая речь – это слова какого-либо лица, слова автора – слова, сопровождающие прямую речь:

АП
Я сказал:Идём со мной.

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам: пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.

Косвенная речь – это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автораПрямая речь после слов автораПрямая речь внутри слов автораСлова автора внутри прямой речи
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):
П, – а.
У меня сегодня пять уроков, – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
П? – а.
П! – а.
Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Перед прямой речью ставится двоеточие:
А: П.
А: П?
А: П!
Маша спросила: Сколько сегодня уроков?
А: П, – а.
А: П? – а.
А: П! – а.
А: П… – а.
Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон.
(А.С. Пушкин)
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
П, – а, – п.
П, – а. – П.
П! – а. – П.
П? – а. – П.
П… – а. – П.
«Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе».
(А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

    Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

  2. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, то она отделяется от главного предложения запятой.

    Коля подумал, что опять заняли его место.

  3. Если косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, пред ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак.
    прямая речькосвенная речь
    Долго вам ещё ехать? – спрашивает Маша.Маша спрашивает: долго ли нам ещё ехать?
  4. Если косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставится запятая, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется по смыслу.
    прямая речькосвенная речь
    Родители интересовались: Когда ты к нам приедешь?Родители интересовались, когда я к ним приеду.

Косвенный вопрос – вопрос, переданный в косвенной речи.

Перевод прямой речи в косвенную

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов – слова автора ставятся перед косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

  1. Если прямая речь – повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
    прямая речькосвенная речь
    Миша подумал: Она очень красивая.Миша подумал, что она очень красивая.
  2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица бы, имеющаяся в союзе чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
    прямая речькосвенная речь
    Яна, отойди от собаки, – сказала мама.Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.
  3. Если прямая речь – вопросительное предложение, то в косвенной речи получается косвенный вопрос, то есть придаточное предложение с вопросительными словами кто, что, какой, где и т. п. или с частицей ли.
    прямая речькосвенная речь
    Как тебя зовут?, – спросил дядя.Дядя спросил, как меня зовут.
    Я поинтересовался: Эта книга интересная?Я поинтересовался, интересная ли эта книга.

    Примечание: частица ли употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с частицей ли или вообще не содержит вопросительных слов.

  4. Если в прямой речи имеются личные местоимения и личные формы глаголов, то в косвенной речи они употребляются с точки зрения передающего чужую речь, а не того, чья речь передаётся.
    прямая речькосвенная речь
    Я уже дома, – сказала мама.Мама сказала, что она уже дома.
    Папа сказал: Я готовить не буду.Папа сказал, что он готовить не будет.
    Меня предупредили: Ты пойдёшь первым.Меня предупредили, что я пойду первым.

Предложения с косвенной речью – это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

Новое на сайте|contact@izamorfix.ru
2018 − 2020©izamorfix.ru

Источник: https://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/chuzhaya_rech.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.