Значение слова смерд в древней руси. Чем смерды отличаются от холопов

Правовое положение бояр, смердов, закупов и холопов по Русской правде — Студопедия

Значение слова смерд в древней руси. Чем смерды отличаются от холопов

Бояре, как верхушка класса феодалов, стремились оформить свое правовое положение, обеспечив за собой целый ряд привилегий.

Первоначально право владения землей предоставлялось вассалам князя на период службы, но со временем они добились превращения этого права в наследственное. Владение феодалов стали называться вотчинами.

И “Русская Правда”, как кодекс феодального права, чутко стояла на страже защиты феодальной собственности на землю. “Русская Правда” охране феодальной собственности на землю уделяла большое внимание.

За порчу межевых знаков в бортных лесах, за перепахивание полевой межи (ст. 71, 72), за уничтожение дерева с межевым знаком (ст. 73) полагалась продажа в размере 12 гривен, в то время как за убийство крестьянина (смерда) штраф составлял всего лишь 5 гривен (ст. 18).

Очень много статей посвящено охране имущества феодалов. Так, ст.

83 назначала поток и разграбление (обращение преступника и членов его семьи в рабство и конфискация всего имущества) за поджог жилого и нежилого помещения (двора, гумна), ст. 35 – за конокрадство.

За преднамеренное истребление скота по ст. 84 взыскивался штраф в пользу князя -12 гривен и возмещался вред хозяину (урок). За порубку бортного дерева (ст. 75) – 3 гривны штраф князю и полгривны – хозяину.

Из всех преступлений против имущественных прав основное внимание в “Русской Правде” уделялось краже (татьбе) (Татьба – тайное похищение чужого имущества). Наиболее тяжкими видами кражи считались кражи из закрытых помещений (ст. 41, 43). Классовая подоплека усиленной охраны имущества в закрытых помещениях закрепляется в ст. 41, 42, 43, 44 ответственностью за соучастие в краже.

В “Русской Правде” подробно говорится об ответственности за кражу самых” разнообразных видов имущества. Можно сказать, что закон охранял все; что было в хозяйстве феодала: коня, свинью, ястреба, пса, сено, дрова, хлеб, постройки, пашню и т.д.

С исключительной подробностью регламентированы вопросы защиты права собственности феодалов на холопов, детально определяется порядок отыскания и задержания беглого холопа (ст.

32), его возвращение хозяину, а также ответственность за его укрывательство или оказание помощи (ст. 112, 113, 115, 144).

Классовая сущность древнерусского права особенно ярко выражена в нормах, охраняющих жизнь и здоровье представителей класса феодалов, выделяя их в качестве особого привилегированного сословия. В “Русской Правде” нет норм, определяющих ответственность за убийство князя. Но оно, безусловно, наказывалось смертной казнью.

За убийство феодалов и лиц княжеской администрации была установлена вира в размере 80 гривен (ст. 3). Очевидно, защита личности, чести бояр вообще обеспечивалась более строгими наказаниями, нежели наказания по “Русской Правде”, которые часто устанавливались князем, исходя из каждого отдельно взятого случая.

Так, “Правосудие Митрополичье” говорит, что “князю за бесчестье главу снята”.

За убийство простого человека, младших княжеских дружинников и младших княжеских слуг – 40 гривен; за убийство свободной женщины – 20 гривен (ст. 88); за убийство пашенных и сельских тиунов, кормилец и ремесленников – 12 гривен (ст. 13.

15, 17). Убийство феодально зависимых людей влекло за собой значительно меньшее наказание 5 гривен (ст. 14 и 15). За убийство холопов всех категорий вира вообще не взыскивалась, хозяину холопа уплачивалось денежное возмещение (ст. 89).

Штраф за убийство феодала был настолько велик, что уплатить его силами одного крестьянского хозяйства было невозможно (80 гривен равнялись стоимости 23 кобылиц или 40 коров, или 400 баранов). Поэтому “Русская Правда” установила в некоторых случаях уплату виры всеми членами крестьянской общины – дикой виры (ст. 3 – 6).

“Русская Правда” охраняла здоровье феодала, твердо соблюдая принцип феодального права, согласно которому нанесение побоев считалось более серьезным преступлением, чем нанесение ран оружием. Так, за нанесение мечом раны, даже самой тяжкой, взыскивался такой же штраф (ст. 30), как и за удар по лицу или удар палкой (ст. 31).

Установление подобных норм станет понятным, если учесть, что вооруженными чаще всего были представители класса феодалов, а крестьянин мог применить только свой кулак или палку.

Основной принцип феодального права – право привилегий – нашел отражение и в нормах, которые можно условно отнести к нормам гражданского права.

Установлен различный порядок наследования имущества после смерти бояр и после смерти смердов. Если смерд не оставлял после себя сыновей, то его имущество шло князю (ст. 90).

Имущество же дружинников и бояр князю не шло – при отсутствии сыновей его наследовали дочери (ст. 91).

Смерды

Смерды. К этой категории относились как свободные, так и зависимые крестьяне, все смерды платили дань. В период развития феодальных отношений на Руси шел процесс перехода смердов в зависимое состояние. “Русская Правда” указывает на наличие двух категорий смердов: свободных и зависимых.

Свободный смерд сам отвечает за свои преступления: “То ти урочи смердом оже платять кияжю продажаю” (ст. 45 “Пространной Правды”).

Однако большую часть крестьян составляли зависимые смерды, которые но своему бесправному положению были близки к холопам: “А за убийство смерда или холопа платить 5 гривен”; “Если умрет смерд, то его наследство идет – князю, если у него в дому будут дочери…” (ст. 90).

Смерды – это основная масса феодально-зависимого населения, которое в большинстве своем состояло в общине. С развитием феодальных отношений часть смердов-общинников сохранила независимое от частных владельцев положение, а большая часть их попала под власть частных владельцев. Форма зависимости смерда от феодала определялась тем, на чьей земле он жил.

Закупы

Закупы по своему правовому положению близко примыкали к холопам. Статьи 56-62, 64 “Пространной Правды” содержат в себе так называемый “Устав о закупах”. Закрепление закупа за господином определяется ст. 56 “Русской Правды”, которая указывает, что закуп “крепок своему господину”.

Интересно за метить, что “Русская Правда” установила повышенную ответственность закупа за нанесенный ущерб' (ст. 64). Смысл этой статьи заключается в том, что если закуп совершит кражу, то господин имеет право поступить с ним по своему усмотрению.

Важным моментом, определяющим характер зависимости закупов от господина, является подчинение их господской юрисдикции. В ст. 62 “Пространной Правды” говорится: “”Аже господин бьет закупа про дело, то без вины есть”, т. е. решение вопроса о виновности закупа предоставляется самому господину.

В случае кражи закупом у господина последнему предоставляется право самому установить меру наказания.

Большинство советских исследователей считает, что закупничество – одна из форм феодальной зависимости.

Статья 57 “Пространной Правды” свидетельствует о том, что человек, решившийся определиться в закупы, приходил к господину без коня, плуга, земли.

Но полностью лишенный средств производства, закуп сохранял личную свободу. Зависимость закупа-прежде всего личная зависимость, не связанная с прикреплением к земле.

Согласно нормам “Русской Правды” (ст. 59-62), определяющим правовое положение закупов, последние до возвращения долга проживали во дворе заимодавца. Ст. 64 содержит постановление о том, что превращение закупа в полного холопа могло наступить и в случае совершения им кражи независимо от раз мера стоимости украденного.

В отличие от холопа, закуп признавался субъектом прав и обязанностей, и по ст. 57, 58 он нес ответственность за хозяйский инвентарь, если потеряет его в поле, за скотину, если не загонит ее во двор или хлев. Закуп имел свое имущество (ст.

59), его нельзя было отдавать другому хозяину для работы (ст. 60), продавать как холопа (ст. 61). В последнем случае закуп получил свободу, а продавший его господин платил продажу 12 гривен.

В небольшом иске закуп допускался послухом (свидетелем) при отсутствии свободного послуха, что свидетельствовало об ограничении его прав.

Говоря о положении закупов в Киевской Руси, С. В. Юшков писал: “Совершенно ясно, что на практике закуп порабощался, когда он шел отыскивать деньги для погашения долгового обязательства и для принесения жалобы на своего господина, очевидно, закуп принужден был отвечать и за потерю коня на войне и дома”.

И по всей вероятности, законодательству вряд ли удалось смягчить положение закупов. Для феодалов система закупничества была очень удобной формой закабаления свободного крестьянства, которое надеялось, что зависимость будет временной.

Однако в распоряжении феодалов имелось много средств поставить крестьянина в такое положение, при котором он уже не смог бы вырваться из зависимости.

Закупничество получило на Руси широкое развитие как одно из распространенных средств вовлечения свободного населения в зависимое положение и способствовало массовому разорению смердов.

Холопы

Правовому положению холопов посвящен целый раздел “Пространной Правды” (ст. 110-121). Ст. 110 указывает на три источника полного холопства: самопродажа в рабство при свидетелях, женитьба на рабыне без договора с ее господином и поступление в ключники без договора.

Однако из других статей известно, что полным холопом мог оказаться закуп, если он совершил побег от своего господина (ст. 56) или был уличен в краже (ст. 64). Кроме того, источником холопства был, конечно, и плен, хотя в Русской Правде” о нем не говорится.

Источником рабства было рождение от рабыни, а также осуществление высшей меры наказания – потока и разграбления. о холопах свидетельствуют о их бесправном положении. Холоп не был субъектом права, он – вещь, которую можно продать, купить, избить, и даже убийство холопа (ст.

89) не являлось преступлением: виновный в убийстве только возмещал стоимость холопа- 5 гривен (за рабу – 6 гривен). Холоп не мог быть и послухом (ст. 66).

Русская правда. История создания и общая характеристика

К источникам “Русской Правды” следует отнести и договоры между отдельными русскими князьями.

Иной характер носили договоры князей с народом. Такие до говоры заключались вечем от имени народа с князем. Условия княжения предлагались той или, другой стороной, а затем утверждались взаимным соглашением.

Так, новгородцы, приглашая к себе князя, ставили ему целый ряд условий, серьезно ограничивающих его власть: не судить без Суда посадника, не раздавать без него волостей и грамот, не приобретать самому, княгине, боярам и дворянам недвижимого имущества в пределах Новгородской земли и т. д.

К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, раз мерах пожалований за службу и т. д.

Одним из источников “Русской Правды” является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани – “Уроки”, создала на земле древлян новые административно-финансовые единицы (погосты, места).

С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные “виры”, “продажи”, “пошлины”, что закреплено в статьях “Русской Правды”. Большое значение для создания норм “Русской Правды” имели судебные решения, в которых содержались отдельные виды наказаний за преступления.

Присоединяя к Киевскому государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия.

Некоторые статьи “Краткой Правды” говорят нам о суде, но ни одна не упоминает о его составе, порядке образования. Суд выборных старейшин превратился в княжеский суд и был в руках князя средством борьбы с преступниками. Следовательно, “Русская Правда” возникла не “на пустом месте”, а явилась итогом развития Древнерусского государства.

Нормы русского права, как и феодальные отношения, в Киевской Руси складывались неравномерно и по-разному. Сохранилось свыше ста списков, в которые включены различные нормы права.

В соответствии с их содержанием историки сгруппировали списки “Русской Правды” в три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную (всего было более 100 списков):

1. Краткая правда (КП).

2. Пространная правда (ПП).

3. Сокращенная правда (СП).

Некоторые списки именуются по месту нахождения:

– Синодальный – хранился в библиотеке Синода;

– Троицкий – хранился в Троице-Сергиевской Лавре;

– Академический – хранился в библиотеке Академии Наук.

Краткая правда делится на 2 части:

1. Древнейшая правда (см. ст. 1-18) – составлена в 30-х гг. XI в.

Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (например – кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (устанавливается одинаковое наказание за убийство любого человека).

2. Правда Ярославичей (см. ст. 19-43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054-1072 гг.). В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения.

Пространная правда составлена в княжение  Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из 2 основных частей:

1. Устав Ярослава, включающий краткую правду (см. ст. 1-52) “Суд Ярославль Володемеречь”.

2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53-121) “Устав Володемер Всеволодовичь”.

В этом документе:

– полностью оформляется феодальное право как привилегия;

– более подробно регламентируется гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство;

– появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах.

Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве.

Основным источником древнерусского феодального права является “Русская правда”. Основная часть ее посвящена уголовному и процессуальному праву, вместе с тем имеются статьи, содержащие нормы гражданского права, особенно обязательственного и наследственного.

С распадом. Древнерусского государства отдельные нормы находили применение в Московском государстве. Из “Пространной Правды” были выбраны и частично переработаны отдельные нормы, составлены более краткие списки, которые получили название сокращенной редакции “Русской Правды”.

“Русская Правда” является крупнейшим раннефеодальным кодексом Древней Руси, сложным по своему происхождению, составу и содержанию.

Источник: https://studopedia.ru/3_198361_pravovoe-polozhenie-boyar-smerdov-zakupov-i-holopov-po-russkoy-pravde.html

Чем смерды отличаются от холопов?

Значение слова смерд в древней руси. Чем смерды отличаются от холопов

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы.

Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины.

Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок.

За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества.

Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества).

Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы».

И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами).

Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена.

Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами.

Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой.

«Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог.

Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями.

Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/28285-chem-smerdy-otlichayutsya-ot-kholopov.html

Чем смерды отличаются от холопов

Значение слова смерд в древней руси. Чем смерды отличаются от холопов

На Руси в IX—XIV веках смердами начали называть крестьян, занимающихся обработкой земли. Само слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение, представляя видоизмененный вариант слов «сморд» или «смурд» – «зависимый человек», «простой человек».

Смерды и их права

Смерды поначалу являлись свободными жителями деревень. Со временем их закрепостили и они перешли во владение князьям. Несмотря на то, что смердов причисляли к низшему слою общества, они не были настолько бесправными, как холопы. Они имели земельный надел, но при этом обязательно должны были заниматься обработкой хозяйской земли.

Жизнь и холопа, и смерда стоила одинаково – 5 рублей. Именно такую сумму нужно было заплатить за убийство человека, относящегося к нижнему слою общества.

Все-таки слово «смерд» считается языческим. С принятием Русью христианства их начали называть крестьянами, что фактически означало «христианин». Но, еще долгое время название «смерд» не забывалось. Постепенно в русском обществе так начали называть простолюдинов. Подобное обращение приобрело негативный оттенок.

Смерды были военнообязанными. Чтобы исполнить свою повинность, они могли «откупиться» с помощью поставки лошадей для конницы (некоторые из них были очень даже зажиточными), а могли стать воинами или всадниками.

Еще смерды относились к сельской общине. Если одного из них убивали, то его имущество делили все члены общины между собой (информация «Русской правды»).

Смерды имели право передать свое имущество своим сыновьям. Если же у них не было наследников, земля отходила князю. Государственные смерды, которые обрабатывали государственную землю, проживали в то время в Новгородской республике. Если князь решал передать эти земли в собственность монастырю или церкви, то смерды работали на церковников.

Права холопов

Холопы – это абсолютно бесправные люди, фактически рабы. В отличие от смердов, которые жили исключительно в сельской местности, холопы могли проживать и в деревнях, и в весях (городах). Только благодаря Петру I их рабское положение было отменено в 1723 году.

Помимо холопов была еще и другая категория рабов – челядины. Во время походов, в ходе которых завоевывали удаленные или соседние земли, князья обзаводились рабами-иноземцами, которых и называли челядинами. Их положение было еще более удручающим, так как они фактически приравнивались к вещи.

Холопы не имели права иметь собственное имущество. Его владелец мог даже убить своего раба (например, за какое-то неподобающее поведение), и за это он не нес никакого наказания. Правда, если князь убивал чужого холопа, его владельцу он должен был заплатить штраф (как за порчу имущества).

Холопами можно было стать в разных случаях: по праву рождения, за долги, за тяжелые проступки, после замужества. Есть даже свидетельства того, что князь мог разжаловать крестьянина в холопы (по данным «Русской правды»). Также бесправным рабом могли стать торговцы-растратчики, не способные рассчитаться с долгами, а также свободные женщины, вышедшие замуж за холопа.

Рабов могли продавать и передавать друг другу. Да, им доставалась самая «черная» работа, но они, в свою очередь, могли обучиться какому-то ремеслу (чего не могли смерды – землепашцы). Чем умелее был холоп, тем больше он ценился.

При желании князь мог дать своему рабу отдельное жилье или даже отпустить на свободу (подарить вольную).

Как происходил переход в другое сословие

После 1861 года (когда было отменено крепостное право) началось формирование нового класса – мещанства, к которому относилось низшее рангом городское население. Люди могли перейти в это сословие в ряде случаев: боевые холопы, освобожденные от военных обязанностей (например, за хорошую службу); смерды, которых отпускали господа.

Мещане были не только свободными, но и могли заниматься прибыльной деятельностью – владеть собственной лавкой, заниматься каким-то ремеслом, продавать продукты своего труда.

Но в таком случае они должны были платить налог. Внушительная часть недвижимого имущества в городе принадлежала именно мещанам.

Екатерина II в «Жалованной грамоте городам» в 1785 году закрепила официальный статус за мещанами, которые были на одну ступень ниже купцов.

Среди мещан также постоянно происходили изменения. Те, кто не хотел платить налог, становился крестьянином. А те, кто получал образование, мог продвинуться по ранговой лестнице и стать разночинцем. Благодаря этому люди даже с низших слоев населения могли добиться большего и получить новые возможности.

Источник: https://suharewa.ru/chem-smerdy-otlichayutsya-ot-xolopov/

Прaвa cмeрдoв

Cмeрды – изнaчaльнo cвoбoдныe житeли дeрeвeнь. Пoзднee oни были зaкрeпoщeны и cтaли принaдлeжaть князьям. Cмeрды oтнocилиcь к низшим cлoям руccкoгo oбщecтвa, нo нe были тaкими жe бecпрaвными и зaвиcимыми, кaк хoлoпы.

Oни мoгли имeть cвoй coбcтвeнный зeмeльный нaдeл, нo были oбязaны тaкжe oбрaбaтывaть и зeмлю пoмeщикa. При этoм цeнa жизни и cмeрдa, и хoлoпa былa oдинaкoвa. Oфициaльный штрaф зa убийcтвo любoгo из этих людeй – 5 рублeй.

Пocлe принятия Руcью хриcтиaнcтвa пoявилocь и другoe нaимeнoвaниe cмeрдa – «крecтьянин», чтo oзнaчaeт буквaльнo «хриcтиaнин». Cмeрд – бoлee язычecкoe пoнятиe. При этoм oнo oчeнь дoлгo иcпoльзoвaлocь нa Руcи и пocтeпeннo cтaлo приoбрeтaть нeгaтивный хaрaктeр. Тaк cтaли прeзритeльнo нaзывaть прocтoлюдинoв.

Cмeрды нecли вoинcкую пoвиннocть. Oни мoгли либo личнo учacтвoвaть в бoeвoм пoхoдe в кaчecтвe пeших вoинoв или вcaдникoв, либo «oткупитьcя» пocтaвкoй лoшaдeй для кoнницы.

Cмeрды влaдeли имущecтвoм, пoэтoму caмыe зaжитoчныe мoгли ceбe этo пoзвoлить. Тaкжe oни вхoдили в cocтaв ceльcкoй oбщины.

Ecли oднoгo тaкoгo зeмлeпaшцa убивaли, вce, чeм oн влaдeл, дeлили мeжду coбoй члeны oбщины (coглacнo «Руccкoй прaвдe»).

Cмeрды мoгли пeрeдaвaть cвoe имущecтвo пo нacлeдcтву cынoвьям. Зa нeимeниeм пocлeдних зeмeльный нaдeл пocлe cмeрти cмeрдa пeрeхoдил князю. В Нoвгoрoдcкoй рecпубликe cмeрды были гocудaрcтвeнными, пoэтoму oбрaбaтывaли гocудaрcтвeнную зeмлю. Князь при этoм мoг их пoдaрить цeркви или мoнacтырю, тoгдa крecтьянe дoлжны были рaбoтaть ужe нa цeркoвникoв.

Хoлoпы и их прaвa

Хoлoпaми нaзывaли caмoe бecпрaвнoe нaceлeниe нe тoлькo дeрeвeнь, нo и гoрoдoв (вeceй). Хoлoп, тaким oбрaзoм, мoг жить нe тoлькo в ceльcкoй (кaк cмeрд), нo и в гoрoдcкoй мecтнocти. В oтличиe oт cмeрдa, хoлoп был aбcoлютнo бecпрaвeн. Oн прaктичecки являлcя рaбoм. Рaбcкoe пoлoжeниe хoлoпoв былo oтмeнeнo тoлькo Пeтрoм I в 1723 гoду.

Хoлoпы были рaбaми из мecтнoгo нaceлeния. Другую кaтeгoрию рaбoв – чeлядинoв – князья приoбрeтaли вo врeмя зaвoeвaтeльных пoхoдoв нa coceдниe или удaлeнныe зeмли. Чeлядин – этo рaб-инoзeмeц. Oн был eщe бoлee бecпрaвeн, нeжeли хoлoп. Прaктичecки прирaвнивaлcя к вeщи.

Рaбcкoe пoлoжeниe хoлoпa oтрaжaлocь вo мнoгих юридичecких мoмeнтaх. Тaкoй чeлoвeк цeликoм и пoлнocтью принaдлeжaл пoмeщику. Пocлeдний имeл пoлнoe прaвo убить cвoeгo хoлoпa зa кaкoй-тo прocтупoк.

Зa этo eгo никтo нe cмeл ocудить. Ecли жe фeoдaл убивaл чужoгo хoлoпa, oн плaтил штрaф, кaк зa пoрчу чужoгo имущecтвa.

Тaкжe хoлoпы нe имeли зeмeльных нaдeлoв или кaкoй-либo другoй цeннoй coбcтвeннocти.

Хoлoпaми cтaнoвилиcь зa прocтупки, прecтуплeния, дoлги, пo прaву рoждeния или в рeзультaтe вeнчaния (зaмужecтвa).

Ecли князь ceрьeзнo зa чтo-тo рaзгнeвaлcя нa крecтьянинa, oн мoг oтнять вce eгo имущecтвo и вмecтe c ceмьeй пeрeвecти в рaнг хoлoпoв («Руccкaя прaвдa»). Тoргoвeц-рacтрaтчик, нe cпocoбный cпoлнa выплaтить cвoй дoлг, «прoдaвaл ceбя в хoлoпы».

И кoнeчнo, дeти хoлoпa c пeрвoгo дня жизни являлиcь хoлoпaми. Cвoбoднaя жeнщинa, выйдя зaмуж зa тaкoгo чeлoвeкa, cтaнoвилacь хoлoпкoй.

Эти люди выпoлняли вcю рaбoту в дoмaх гocпoд и oбрaбaтывaли их зeмлю нaряду co cмeрдaми. Им oтвoдилacь вcя caмaя грязнaя, «чeрнaя» рaбoтa в дoмe. Нo инoгдa хoлoпы oбучaлиcь и рeмecлaм, чтo нe прoиcхoдилo co cмeрдaми (oни были cугубo зeмлeпaшцaми).

Хoлoпaми вoвcю тoргoвaли. Чeм умeлee был тaкoй рaбoтник, тeм вышe былa нa нeгo и цeнa.

Ecли хoлoп был пoлeзeн гocпoдину и хoрoшo иcпoлнял cвoю cлужбу, влaдeлeц пo жeлaнию мoг oтвecти cвoeму рaбу oтдeльнoe жильe или дaжe пoдaрить вoльную (oтпуcтить нa cвoбoду).

Рaзряды хoлoпoв

Гocпoдcкиe хoлoпы пoдрaздeлялиcь нa клaccы coглacнo умeниям и cпocoбнocтями, кoтoрыми oни oблaдaли. Тaк нaзывaeмыe «бoльшиe хoлoпы» были в нeкoтoрoм cмыcлe привилeгирoвaнными рaбaми.

Oни выпoлняли бoлee oтвeтcтвeнную рaбoту (ключники, упрaвляющиe) и мoгли рукoвoдить «мeньшими» хoлoпaми. Пocлeдниe иcпoлняли вcю чeрнoвую рaбoту: были пeкaрями, тoнкoпрядильцaми, кoнюхaми, пacтухaми, плoтникaми и пр. Oни жe являлиcь дoмaшнeй приcлугoй.

«Мaлых» хoлoпoв, oблaдaющих кaкoй-тo пoлeзнoй прoфeccиeй, нaзывaли «дeлoвыми людьми».

Oтдeльную кaтeгoрию cocтaвляли тaк нaзывaeмыe «бoeвыe хoлoпы». Oни coпрoвoждaли гocпoдинa в вoeннoм пoхoдe и oтбирaлиcь из чиcлa «бoльших» хoлoпoв. Этa кaтeгoрия нaceлeния cocтaвлялa ocнoвную чacть вoйcкa и вooружeннoй oхрaны князя. Пo cрaвнeнию c другими клaccaми хoлoпoв oнa былa дocтaтoчнo привилeгирoвaннoй, чeм-тo cрeдним мeжду крecтьянaми и двoрянaми.

В чиcлo бoeвых хoлoпoв чacтo пoпaдaли дeти oбeднeвших бoяр, пoэтoму этa кaтeгoрия «cлуживых» имeлa бoльшe прaв, чeм хoлoпы-чeрнoрaбoчиe и упрaвляющиe. Из имущecтвa вoины мoгли имeть лoшaдь (инoгдa двух) и пoлнoe бoeвoe cнaряжeниe.

Пeрeхoд в другoe cocлoвиe

Пocлe oтмeны крeпocтнoгo прaвa (нaчинaя c 1861 гoдa) нaчaл фoрмирoвaтьcя нoвый клacc – мeщaнcтвo. Этим cлoвoм нaзывaлocь гoрoдcкoe нaceлeниe caмoгo низшeгo рaнгa. Мeщaнaми cтaнoвилиcь вoльнooтпущeнныe блaгoдaря крecтьянcкoй рeфoрмe cмeрды и бoeвыe хoлoпы, ocвoбoждeнныe пo кaкoй-тo причинe oт cвoих вoинcких oбязaннocтeй (нaпримeр, зa дoлгую caмooтвeржeнную cлужбу).

Мeщaнe были нe тoлькo cвoбoдными, нo eщe и нaлoгooблaгaeмыми грaждaнaми. Oни мoгли имeть лaвку, зaнимaтьcя рeмecлaми, прoдaвaть плoды cвoeгo трудa нa рынкe, нo oбязaны были при этoм плaтить нaлoг.

Eкaтeринa II oфициaльнo зaкрeпилa cтaтуc мeщaнcтвa в «Жaлoвaннoй грaмoтe гoрoдaм» oт 1785 гoдa. Мeщaнe cтoяли нa cтупeньку нижe купцoв, нo тaкжe cчитaлиcь «прaвильными» гoрoдcкими oбывaтeлями.

Oни влaдeли бoльшeй чacтью гoрoдcкoгo нeдвижимoгo имущecтвa.

Клacc мeщaн тaкжe пocтoяннo прeтeрпeвaл измeнeния. Oдни мeщaнe нe хoтeли или нe мoгли плaтить нaлoги, пoэтoму cтaнoвилиcь крecтьянaми. Другиe пoлучaли oбрaзoвaниe и пoднимaлиcь нa cтупeньку вышe – пeрeхoдили в кaтeгoрию рaзнoчинцeв. Тaк руccкoe oбщecтвo пocтeпeннo вce cильнee рaccлaивaлocь, и мнoгиe прeдcтaвитeли низших cлoeв нaceлeния cтрaны пoлучaли нoвыe вoзмoжнocти.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/chem-smerdy-otlichaiutsia-ot-holopov-5e596ee06c066d276f57932e

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.