Святые отцы о молчании. Безмолвие, которое слышит весь мир

Молчание – золото праведных

Святые отцы о молчании. Безмолвие, которое слышит весь мир

Молчание – золото праведных.

Что значит речь для христиан? В чём ценность молчания? Как спасались молчаливые праведники? Полезен ли мирянину обет молчания? Как молчание помогает здоровью? Попробуем в этом разобраться.

Что значит речь для христиан?

Современный мир страдает празднословием. Отовсюду слышатся речи, несущие мало полезной информации, зато изобилующие глупостью, лицемерием, злостью.

Женщины, живущие по-соседству, собираются по вечерам ради сплетен. Люди звонят друг другу, чтобы обсудить слухи. Мирская пресса тиражирует бесполезные  сообщения: «Модель показала грудь на пляже», «Актёр подал на развод» и тому подобное. Половина текстов несут негатив: «авария», «катастрофа», «изнасилование».

Читатель погружается в это болото – интернет и телевидение пожирают его время. По дороге с утра бредёт молодёжь, уткнувшаяся в экраны гаджетов. На работе, едва выдалась минуты, все открывают соцсети.

Утомлённый, а порой раздражённый, человек выныривает из словесной чепухи и видит, что день уже клонится к закату.

Он приходит домой и срывается на мат, слыша упрёки такого же перегруженного информацией родственника…

В чём ценность молчания?

Бог есть Слово, одно это напоминает, что к речи нужно относиться ответственно. Она становится мерилом силы воли и высокой нравственности: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).

От наших речей – добрых или злых – зависит приговор на Страшном Суде:

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36, 37).

Потому что: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Притч. 15:28).

Свои речи следует соизмерять с заповедями Божьими:

«Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс.140).

Ценность молчания для христианина заключается в возможности:

— Избежать суетных разговоров: споров, сплетен, осуждения.

— Погрузиться в мир молитвы, вспомнить о Боге, о своих грехах и путях исправления.

— Проанализировать свои знания о жизни и работе, сделать полезные выводы.

— Обдумать созидательную деятельность во благо ближним и себе.

— Обрести душевный покой.

В одной из молитв ко Пресвятой Деве говорится:

«Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила».

Тишина эта  внутренняя гармония, которой жаждет большинство современных людей, утомлённых градом раздражающих слов.  

Как спасались праведники-молчальники?

Христианские святые давно поняли важность молчания для спасения души. Многие замыкали уста  кто на несколько лет, кто до конца жизни.

Молча́льник или безмолвник — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывное молчание, принявший обет молчания.

Среди этих подвижников первый, кто принял на себя подвиг молчания до самой кончины — Саламан Молчальник.

Также по религиозным источникам особенно известны: Иоанн, родом армянин, на 28-м году получивший сан епископа, но ради безмолвия отказавшийся от сана; Исихий Хоривит, спасавшийся на горе Хорив близ Синая; Стефан пресвитер; Лука Новый Столпник.

Из русских святых к числу молчальников принадлежат Афанасий, Онуфрий и Феодор, затворники монастыря Киево-Печерского; Исаакий Радонежский; Игнатий Белозерский; Корнилий; Нил Столбенский; Вера Молчальница. Разумеется, это не все имена.

Сергий Радонежский принял обет молчания незадолго до смерти, чтобы посвятить последние дни только молитве. Несколько лет молчал иконописец Андрей Рублёв.

Жития молчальников обычно кратки: «замуровался в пещере на 12 лет»; «молчала 23 года», «закрылся в хижине до конца дней своих». Но земная слава нужна была святым менее всего. И если о них остались сведения, то только стараниями мирян.

Вера Молчальница своей известностью обязана легенде, в которой она отождествляется с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I. Якобы после того, как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским старцем Фёдором Кузьмичом, жена последовала его примеру. Сначала она спасалась в миру, обучая детей рисованию и грамоте. Обет молчания приняла не сразу.

Вера Молчальница на смертном одре

По словам церковного историка графа М.Толстого, Веру в монастыре приняли враждебно. Монахиням-завистницам не нравился интерес к ней со стороны прихожан, стремившихся к Вере за советами  — та писала ответы на бумаге.

Игуменья ездила к Петербургскому митрополиту Серафиму с просьбой выслать Веру Молчальницу из монастыря. На эту просьбу митрополит ответил: «Ах ты дура-баба! Да нас скорее с тобой выгонят, чем её; и вспоминать об этом не смей».

Недаром пустынники уходили в леса, чтобы избежать общения. Ведь даже в монастыре может найтись немало помех для спасения. 

«Не думайте, что праведники, пребывая среди людей, достигали праведности. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии, они обретали Божественную Силу, вселяющуюся в них, и лишь тогда Бог посылал их, обретших добродетели, в среду людей для назидания человеков и исцеления болезней их. В силу такой нужды были они разлучены с безмолвием и посланы к людям» (Преподобный Аммон Нитрийский).  

Некоторым праведникам, обладающим талантом красноречия и даром убеждения, Господь воспрещал безмолвие, считая, что наибольшую пользу они принесут, проповедуя и наставляя ближних. 

Так Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, в начале своего духовного пути хотел стать молчальником.

Он вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом, где практиковали безмолвие.

Но Всевышний возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое!». 

Тяготы безмолвников

Казалось бы, молчание облегчает спасение, поскольку исключает словесные излишества, которые обременяют душу новыми грехами. Но на пути молчаливых подвижников немало терний.

Брань невидимая

Невидимой бранью именуют внутреннюю борьбу человека с силами зла. Бесы являются незримыми врагами каждого. Особенно они ополчаются на подвижников, желая сбить их с пути истинного.

Для верующего человека бесы не аллегория страстей, а вполне реальные личности.

Они обладают даром речи, умением видеть и слышать, но при этом — в силу искажения ангельского образа — сердца их тверды, как камни и жестки, как жернова (Иов. 41:16).

Пока человек молится, не доверяет падшим духам, не прислушивается к их советам, бесы бессильны. Но нечисть никогда не оставляет свои попытки навредить и отвлечь от благочестивых размышлений.

По свидетельствам монахов, бесы способны:

— пугать по ночам, поднимая шум вокруг кельи; 

— являться в виде соблазнительных блудниц; 

— притворяться ангелами, ожидая поклонения;

— разжигать сомнения в избранном пути;

— внушать кощунственные помыслы и многое другое.

Таким образом, в сознании человека всё время идёт борьба за веру и добродетели. Никодим Святогорец написал на эту тему известный духовный труд «Невидимая брань».

Серафим Саровский в лесу, художник Павел Рыженко

Видимые враги

Грешники ведут себя не лучше бесов, когда вмешиваются в жизнь праведников.

Так, Иоанн Безмолвник едва не погиб от нападения сарацинов в пустыне, но Господь послал ему защитника-льва. Зверь спугнул  разбойников.

И даже монахи могут стать гонителями, конечно, по наущению нечистого. Так Корнилий Молчальник, будучи послушником, претерпел немало насмешек от братии. Его считали простецом и юродивым. А Веру Молчальницу пытались завистницы изгнать из обители.

Преследования от властей

Вера Молчальница, проживая в миру, за своё нежелание отвечать на вопросы попала сначала в тюрьму, а затем в психбольницу, и это в царские времена! Правда, справедливость восторжествовала: подвижницу освободили и она ушла в монастырь.

Навязчивые почитатели

Саламан Молчальник не раз претерпевал беспокойство от своих почитателей.  Он был уроженцем селения Каперсана, неподалеку от которого поселился в хижине и стал нести подвиг молчания.

Окрестные жители, поняв, что их земляк — человек весьма праведный, решили возвеличить его и вовлечь в свою общину. Архиерей города, к которому относилось селение Каперсана, пришёл к молчальнику, желая рукоположить его в священники. Тот не открыл гостю, поскольку замуровал дверь.

Саламан Молчальник

Архиерей приказал проломить часть стены кельи Саламана, вошёл к нему в келью, возложил руки на Саламана и прочитал молитву на хиротонию в иерея. Сделав Саламана священником, архиерей произнёс пространное поучение, объясняя, какая благодать дана теперь Саламану. Тот не ответил. Архиерей велел заделать пролом в стене кельи Саламана.

Жители, видимо, ожидавшие ответных действий святого, например, проповедей, но так и не дождавшись, недолго думая, разрушили его хижину и перенесли Саламана к себе в селение. Саламан при это не сопротивлялся и не говорил не слова. Жители построили в селении хижину, в коей поселили Саламана.

Тем временем в соседнем селении люди позавидовали на приобретение праведника селением Каперсана. Они собрались, явились в Каперсану, разломали хижину и увели Саламана в своё селение. Святой продолжал хранить стоическое спокойствие, сколько его не переселяли, не переносили, не переводили. Он так и молчал до самой кончины.

Как правило, признание окружающих приходило к праведникам на склоне лет. И не всегда проявлялось разумно, что видим на примере поклонников святого Саламана.

Давать ли Богу обет молчания?

Мы говорим постоянно, даже не замечая этого. Что-то делаешь, комментируешь. Споткнулся, выругался.  К старости одинокие люди беседуют сами с собой за неимением собеседника. И это отнюдь не молитвы.

А сколько лишнего люди сообщают о себе посторонним, чтобы потом пожалеть об этом! Сколько слов брошено сгоряча…

В селе, где я выросла, была столь дерзкая старушка, что давала советы священнику прямо во время богослужения. Она считала, что знает больше своего пастыря.

Вспомним народную мудрость пословиц: «Молчание – золото»,  «Язык мой, враг мой», «Всякое молчание лучше ворчания».

По мнению учёных, молчание/тишина:

— снимает стресс;

— запускает эффективное мышление;

— успокаивает сердце и снижает давление;

— улучшает сон;

— помогает регенерации клеток мозга в области, ответственной за память и обучение.

Последний вывод опубликован в журнале «Мозг, структура и функция».

Таким образом безмолвное тихое житие укрепляет не только дух, но и тело.

Может быть, стоит дать Богу обет молчания?

В интернете человек, заинтересованный этим вопросом, может найти Правила обета молчания. Увы, вам предложат буддийскую практику випассану или другие оккультные способы.

Значит, молчание молчанию рознь. За молчанием заблудшего могут скрываться заклинания языческим божествам. И приведёт такой «подвиг молчания» в бездну огненную. Не только говорить, но и молчать нужно по-христиански.

Соблюдать обет молчания в миру сложно. Даже если ты живёшь один и работаешь дистанционно, придётся идти в магазин, где тебя знают, по дороге встречаться с соседями.

Как обойтись хотя бы без слов приветствия, без «пожалуйста» и «спасибо»? Что подумают о твоём молчании знакомые люди? Готов ли ты прослыть невеждой или неадекватным? Ведь ещё вчера ты со всеми беседовал, а сегодня киваешь и пытаешься объясниться жестами. Перед таким выбором стояли и святые, но не боялись, что их сочтут юродивыми.

Возможно, для нас, современных мирян, разумнее будет ограничиться двенадцатью словами в день? Их хватит на самые насущные нужды и проявление вежливости. Или дать обет молчания на определённый срок —  для начала на неделю, или в определённые дни — например, в выходные?

Икона “Спас Благое молчание”«В тихих глубинах сознания Светят святые огни! Ангел благого молчания, Душу от слов охрани!»,

— эти строки поэта Иннокентия Анненского посвящены иконе «Спас Благое молчание».

Считается, что здесь Иисус Христос изображён ещё не пришедшем на Землю. Он Ангел Великого совета, один из Троицы. Лик его юный, безбородый, а за спиной крылья. «Спас Благое молчание» помогает нести подвиг бессловесной молитвы, даёт смирение и терпение в житейских бурях.

В 4-7 веках христианскими аскетами был создан исихазм (от греч. hesychia – покой) — учение о стяжании Духа Святого с помощью безмолвной молитвы.

Источник

……………………………………………………………………….

……………………………………………………………………..

Источник: https://dar-slova.ru/duxovn-i-lichnostnii-razvitie/statii-duxovnoe-razvitie/molchanie-zoloto-pravednyh

Молчание. Почему: молчание — золото, и молчание — знак согласия

Святые отцы о молчании. Безмолвие, которое слышит весь мир

Обратная сторона мира движения — спокойствие. Бег слов остановлен, на смену ему пришло молчание. Тишина заполнила моё сознание, и я открыл двери простору безмолвия, чтобы оказаться в потоке вечного разума

Все думают о разном, а молчат об одном

Будда Гаутама

Когда идея этой статьи только зарождалась, автор подумал: какой парадокс — рассказывать о молчании в письме; используя звукопись слов, определить и высказать то, что невыразимо и чья суть, форма и содержание есть одно и то же — тишина. Вы понимаете, о чём я?

Писать о тишине — о таком понятии, которое может быть лучше всего раскрыто через переживание самой тишины, — удивительный опыт.

Для чего пытаться выразить сущность молчания словами, если можно обратиться к искусству, послушать тишину пьесы 4'33'' Джона Кейджа, где в течение четырех минут и 33 секунд слушатель созерцает тишину и сидящего перед роялем пианиста.

Что это как не один из самых удачных манифестов молчания — беззвучная ода тишине. Философское произведение композитора-авангардиста потрясло мир музыки и звуков отсутствием образной и эстетико-звуковой нагрузки, зато в нём заключено намного больше — тайна бытия.

Кейдж поистине остановил мгновенье, при этом не произнося ни слова, не прикоснувшись к клавишам. Чистота бытия, осознание того, что «прекраснее музыки только тишина», которую он передал самым непосредственным образом, без упаковки, без мишуры, для того, чтобы показать, что тишина — это и есть мы и мир вокруг нас.

В молчании скрыта пустота

Мне не хочется проводить параллель с Ничто или Пустотой учения адвайты, концепции которого связаны корнями с учением веданты, и посредством него проходит нить к буддизму, где мир также понимают как великую иллюзию, майю, и жизнь организована по принципу движения внутри колеса сансары, в циклах множества рождений и смертей.

Хотим мы этого или нет, но мы должны признать, что тишина — это и есть Ничто, в котором заключено всё. Великий Рамана Махарши когда-то, в один из редчайших моментов, прервав музыку тишины, так выразил суть молчания:

Молчание – это постоянная речь, неиссякаемый поток “сообщения”, который прерывается словесной речью, ибо слова блокируют этот безмолвный язык. Например, электричество течет по проводам и, встречая сопротивление, либо светится как лампочка, либо вращается как вентилятор.

В самом же проводе оно остается только электрической энергией. Подобным образом и Молчание – беспрерывной поток “речи”, блокируемый словами. То, что человек безуспешно узнает посредством разговоров, длящихся годами, он может мгновенно познать в Молчании или перед лицом Молчания.

Молчание – высочайший и наиболее действенный язык

Не разговор, а шум

Совсем не знак бездушия – молчаливость,
Гремит лишь то, что пусто изнутри

Уильям Шекспир

Действительно, разговаривая между собой или даже внутри сами с собой, ведя внутренний диалог, мы врываемся в мир божественного молчания, разрушаем его, даже не ведая, что происходит, потому что мы не задумывались над тем, что такое тишина. Она для нас нечто вроде помехи или того, что мы старательно стремимся избегать, окружая себя обществом друзей, единомышленников, коллег.

Они лишь генерируют шум. Им кажется, что они изрекают нечто стоящее; на самом деле это лишь обыденные фразы, обрывки чьих-то мыслей, даже не своих, потому что имеем ли мы вообще свои мысли, если кругом людям насаждают чужие мнения, презентуя их как ценность и мало задумываясь об их истинности. Важно иметь мнение: это символ, который стал тождественным проявлению индивидуальности.

Мы забыли тишину, а вместе с ней и суть бытия. Суть бытия покоится в тишине, она не поддаётся описанию, потому что, где есть суть, слова не нужны. Истина открывается в тишине, она и есть божественное безмолвие.

Молчание — знак согласия

Тишина — это язык Бога. Все остальное — плохой перевод

Руми

В современном мире нет места божественной тишине, как ни ищи. Не стоит даже перечислять те примеры, которыми наполнена наша жизнь. Стоит вести речь не столько о примерах, сколько о том, что мы живём под звуковым обстрелом из слов и мелодий. От него нет спасения, вы и сами это знаете.

Однако древняя практика, известная ещё со времен Будды Шакьямуни — випассана, — направлена именно на то, чтобы человек соединился со своей внутренней сутью, обрёл себя, прекратив внутренние прения с собой, покончив с внутренним конфликтом личности путём практики осознанного внимания и медитации.

10-дневный курс випассаны рассчитан на то, что человек полностью погружается в свой внутренний мир. Для того чтобы это было возможным, вы окунётесь в обстановку тишины и словно бы прекратите жить для внешнего мира. Во время курса вы перестаёте пользоваться всеми средствами коммуникации, начиная с мобильного телефона и до словесного обмена информацией.

Позволить себе встретиться с самим собой, ощутив внутреннюю тишину, — это большая роскошь в мире, где ни на минуту не прекращается движение, где всё работает согласно закону vanitas vanitatum et omnia vanitas (суета сует — всё суета).

Вы откроете для себя красоту курса випассаны, хотя бы однажды в жизни встретитесь с тем, кто вы есть на самом деле безотносительно вашей профессии, статуса, образования и прочего.

Кто вы и для чего живёте — в молчании придёт ответ, и вы просто будете знать.

В жизнеописаниях Будды описывается, что он выражал своё согласие молчанием. Возможно от него и пошло это, всем известное выражение.

День молчания

Настоящее знание не выразимо языком слов: это ещё раз подчеркивает тщетность объяснений, которые пытаются дать психологи или «гуру» духовных практик. Чтобы это понять, нужно прожить опыт открытия духовного знания самому.

Вы можете поэкспериментировать дома ради интереса и проделать своеобразный духовный пост — помолчать в течение одного дня. Это очень интересный опыт, похожий на тот, когда вы также в течение дня живёте в темноте.

Вам завязывают повязкой глаза, и вы должны погрузиться в мир, где сенсорный опыт, получаемый через органы зрения, перестаёт быть ведущим и на первый план выходят ощущения, связанные с другими органами чувств. Вы узнаёте много нового о мире и о себе.

Так и здесь: принимая временный обет молчания, который в йоговской практике известен под названием «мауна», а человек, его практикующий, именуется «муни», вы проходите этап, который можно назвать границей между мирами. Вы ещё никогда сознательно не погружались в тишину, пространство, свободное от слов. Это будет одним из самых сильных по воздействию на вашу душу опытов в жизни.

Практика мауны

Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты

Артур Шопенгауэр

Великий Ганди практиковал мауну раз в неделю, когда он посвящал время размышлениям и созерцанию. Многим неординарным личностям свойственна тяга к уединению, чтобы восстановить временной баланс между жизнью для общества и для себя.

Если вы хотите провести в молчании и медитации больше одного дня, и у вас есть время для того, чтобы пройти 10-дневный курс випассаны, то это будет идеальным решением, так как одновременно вы обучитесь техникам управляемого дыхания и медитации.

С точки зрения биоэнергетики человека и чакральной системы, во время практики тишины вы накапливаете энергию в пятой чакре, Вишудхе, которая отвечает за творческие способности и связанные с ними озарения; также горловая чакра стимулирует процесс словесной и звуковой коммуникации.

Обычно мы безжалостно эксплуатируем этот ресурс, постоянно общаясь; особенно это известно лекторам, педагогам и другим специалистам, чья деятельность связана с обменом и передачей вербальной информации.

Пройдя путь даже сокращённый — двухдневный курс випассаны в Подмосковье или трехдневный в Санкт-Перербурге, — вы обогатитесь опытом, который изменит вашу жизнь. Это не просто слова.

Участники курса называют этот процесс переходом, разделившим их жизнь на «до» и «после».

Стоит ли читать философские труды в поисках смысла жизни или посещать лекции на тему самосовершенствования, ведь знания уже есть в вас самих. Нужно только дать им проявиться, услышав безмолвный язык вечности.

Молчание: значение слова

Этимология слова «молчание» неоднозначна. С одной стороны, нам известно, что происхождение слова «молчание» — от древнерусского «мълчати» — идентично по своему значению с современным вариантом; с другой стороны, слово «молчание» фонетически похоже на некоторые глаголы ирландского, греческого и литовского языков, обозначающих «мелкий» или «оцепенение от холода».

Однозначно трудно сделать вывод, с какими языками существует внутренняя связь этого слова. Однако если принять во внимание довольно популярную гипотезу о том, что русский язык лежит в основе всех других языков, — а вовсе не санскрит, как это принято считать, — то тогда многие этимологические вопросы отпадут сами собой.

Переходя от лингвистической сферы в психологическую, можно сказать, что значение молчания нельзя переоценить. Мы слишком уверились в словесном всемогуществе. Ораторское искусство издавна превозносилось.

Никто не будет отрицать несомненных талантов людей, способных одним лишь словом вдохновить на свершения своих соотечественников.

Войны и мир заключались посредством словесных соглашений, и роль дипломатии как искусства вести беседу, оказывая влияние на собеседника, никто не отменял.

Принимая эти факторы, мы должны больше внимания обращать и на искусство молчания хотя бы потому, что его воздействие целительно для тела и души.

Молчание — золото

Молчание настолько ценно, что оно поистине стало на вес золота.

Наверно, большая часть читателей этой статьи согласится с тем, что если бы нам дали возможность перебраться в более тихое место, свободное от суеты города и гула толпы, мы бы перенастроили свою жизнь.

Во время молчания происходят оздоровительные процессы внутри организма, подобные тем, которые испытывает человек, практикующий голодание, сознательно отказываясь от приёма пищи на какое-то время.

Вероятно, организм аккумулирует и трансформирует энергию Праны, которую он получает отовсюду через еду, атмосферу, природу.

Как во время голодания происходит очищение организма от шлаков и регенерация клеток, так и во время вербального поста приходит к равновесию психическая энергия человека: она не тратится понапрасну, выплескиваясь через пятую чакру; вместо этого она остается в человеке и, трансформируясь, способна оказать значительный терапевтический эффект.

Известны случаи, когда после прохождения курса випассаны практикующие обнаружили улучшение в состоянии здоровья. У некоторых прошли хронические заболевания. Скорее всего, объяснение скорого исцеления заключается в том, что причина многих недомоганий кроется в психосоматической природе 90% заболеваний.

После уравновешивания течения психических процессов в организме некоторые болезни могут отпасть сами собой, потому что психика восстановлена. Там, где энергии не хватало или был её избыток, в целом присутствовал энергетический дисбаланс в организме, теперь потоки выравнены, что привело к более согласованной работе организма на физическом уровне.

Долгое молчание в медитации

Практика долгого молчания через медитации способна творить чудеса с организмом и обогащать духовный опыт. Говорят, что для того, чтобы решить проблему, тем более застарелую, нужно не только посмотреть на нее со стороны, но и работать с ней на другом, более высоком уровне.

Уместна аналогия с процессом образования. Для того чтобы понять новый материал, обучиться чему-то более сложному чем то, что вы делаете в настоящее время, вам нужен наставник — человек, который знает и понимает больше в той теме, которую вы собираетесь изучить.

То же самое происходит и с вашим организмом. Если проблема проявлена уже на физическом уровне, т. е. вы чувствуете симптомы, или результаты ваших действий проявились негативным образом в реальном мире, то начинать коррекционную работу вам придётся на уровень выше, на ментальном плане, преобразовывая ваше мышление и психику.

Только тогда можно говорить о том, что проблема будет устранена, а причины её установлены и преобразованы. Можно быть уверенным, что только что «пролеченные» симптомы не появятся через день, как это бывает при использовании аллопатических методов лечения.

Чтобы завершить нашу статью о молчании, прочтите и задумайтесь над словами Далай Ламы:

Тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/molchanie-bozhestvennaya-tishina/

О молчании, празднословии и дерзости

Святые отцы о молчании. Безмолвие, которое слышит весь мир

О молчании, празднословии и дерзости

2688     Комментариев: 0

Понуждайте себя к молчанию, родителю всех по Богу добродетелей. Молчите, чтобы творить молитву, ибо, когда разговаривает человек, как он может избежать празднословия, от которого и всякое злое слово, отягощающее душу ответственностью?

При работе избегайте разговоров. Лишь два-три слова, и то в случае необходимости. Руки пусть работают для нужд тела, а ум пусть произносит сладчайшее имя Христово, дабы восполнить и нужды души, о которых мы не должны забывать ни на секунду.

2

Чадо мое, не печалься обо мне, но подвизайся теплейше. Подвизайся в молчании, молитве и плаче и обретешь основы [1] вечной жизни. Понуждай себя, затворяй свои уста и в радости, и в скорби. Опытность в том, чтобы и то, и другое удерживать в себе, ибо язык не умеет хранить богатство.

Молчание — самая великая и плодоносная добродетель. Поэтому и богоносные отцы назвали ее безгрешием. Молчание и безмолвие — это одно и то же.

Первым божественным плодом молчания является скорбь — печаль по Богу, радостотворная печаль. Потом приходят светлые помыслы, приносящие святой поток живоносных слез, благодаря которым совершается и второе крещение [2]: душа очищается, сияет и становится подобной Ангелам.

Что сказать мне, чадо Иисусово, о духовных созерцаниях, происходящих от молчания, о том, как отверзаются очи ума и видят Иисуса в сладости, паче меда! Что за небывалое чудо происходит от законного молчания и внимательного ума! Ты знаешь это — так подвизайся. Малое открыл я тебе. Понуждай себя и обретешь еще большее! Я молюсь о тебе, как и обещал. Итак, ты готов?

3

Не говори, чадо мое, лишних слов, ибо они охлаждают в твоей душе божественную ревность. Возлюби молчание, рождающее все добродетели и ограждающее душу, чтобы не приблизилось к ней диавольское зло.

Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка [3]. Язык причиняет людям величайшее зло.

4

Спасение не приобретается, когда мы празднословим или проводим дни безотчетно. Будьте осторожны со своим языком и умом, ибо хранение их наполняет душу светом Божиим. Но, у кого уста неукротимы, тот собирает в своей душе множество нечистот.

5

Молчите, молчание — величайшая добродетель. Избегайте праздных слов и смеха, если желаете, чтобы ваша молитва посредством слез и благодати имела дерзновение!

Будьте осторожны со страстными помыслами и мечтаниями. Изгоняйте их тотчас, как они появятся, потому что если такие мечтания замедлят, то окаянная душа подвергнется смертельной опасности.

Непрестанно творите молитву с силой, ревностно, с любовью. Только так можно укрепиться душевно. Любыми способами избегайте праздных слов, ибо они расслабляют душу, и у нее не остается сил для подвига.

Время не для рассеяния, но для духовных приобретений. Кто нам дал гарантию, что, ложась спать, мы проснемся вновь? Посему будем понуждать себя.

6

Когда молчишь, у тебя есть время и возможность для молитвы и собранности. Но когда ты невнимательно проводишь часы, для молитвы у тебя не остается времени, а невнимательные разговоры влекут за собой еще и различные грехи. Посему святые отцы добродетель молчания ставили выше всех добродетелей, ибо без нее ни одна из добродетелей не может удержаться в душе человека.

Итак, молчание, молитва, послушание. Когда ты с помощью Божией приобретешь эти добродетели, тогда познаешь свет Христов в своей душе.

7

Будь мудрым в своих словах: сначала подумай, а потом говори. Пусть язык твой не спешит опередить мысль в том, что ты должен сказать.

Не предавайся, чадо мое, дерзости. От дерзости происходит много зол. Убегай ее, как огня и змеи!

8

Храни себя от дерзости и неуместных слов: они иссушают душу человека. А молчание, кротость, молитва, напротив, исполняют душу небесной росой, сладкой печалью.

Возненавидь празднословие, как родителя охлаждения и сухости, ибо празднословие отгоняет слезы от наших глаз, и душа наша увядает.

9

Имей терпение, чадо мое, смирение, любовь и хранение языка, ибо язык, когда побеждает человека, становится для него неудержимым злом, увлекает за собой и других и ввергает их в бездны греха.

Да, чадо мое, уста твои да будут заграждены, дабы сердце твое сохранилось чистым. И когда оно пребывает чистым, тогда приходит Бог и вселяется в него, и оно становится храмом Божиим. И святым Ангелам радостно находиться в таком сердце!

Также с помощью гнева и молитвы прогоняй и постыдные помыслы. Молитва — это огонь, попаляющий демонов и обращающий их в бегство.

10

Будь осторожен в отношении своих уст, но прежде всего в отношении ума. Не позволяй дурным помыслам беседовать с тобой. Уста твои да не произносят слов, которые могут ранить брата.

Уста твои пусть изрекают слова, распространяющие благоухание, слова утешения, ободрения и надежды. От произносимого устами виден и внутренний человек, его сущность.

11

Подвизайся, чадо мое, насколько можешь, в понуждении себя. Понуждение во всем, главным образом в молчании и скорбных слезах. Когда благоразумное молчание соединяется со слезами, тогда закладывается фундамент монашеской жизни, на котором будет построен надежный дом, где душа обретет духовную теплоту.

Если молчание не соблюдается,— это дурной знак для будущности души, поскольку все, что она собирает, тут же теряет, ибо монах, небрежный в слове, небрежен и в остальном.

Посему, чадо мое, понуждай себя во всем, ибо доброе начало получает похвалу, а нерадение осуждается, ибо конец его будет весьма жалок.

Когда молчим, у нас есть время для внутренней и устной молитвы, для светлых помыслов, наполняющих светом ум и сердце.

  1. Греч. στοιχεία — “стихии”.— Перев.
  2. Вторым крещением святые отцы называют покаяние.
  3. См.: Сир. 20, 18.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/o-molchanii-prazdnoslovii-i-derzosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.