Сошествие христа в ад. Зачем христос спустился в ад

Содержание

Икона «Сошествие Христа во ад»: значение

Сошествие христа в ад. Зачем христос спустился в ад

Ежегодно после Пасхи на протяжении всей Светлой Седмицы на аналое каждого храма располагается икона сошествие во ад, которая говорит о непостижимом для простого человеческого ума чуде Воскресения Христа.

Подвиг, совершенный Спасителем имеет ключевое значение и для христианской веры и для всего человечество. Ведь Он искупил грехи человеческие, в том числе и грехи тех, кто давно почил ко времени Его проповеди.

Именно о том, как Христос отправился во ад, дабы спасти от грехов, оказавшихся там, говорит икона. Этот подвиг был совершен до Воскресения и свидетельствует о неописуемой благости и милости Господа. Ведь Спаситель отправляется в подземное царство для того чтобы проповедовать и там, вызволить ветхозаветных праведников, а также зачинателей человеческого рода: Адама и Еву.

Как вы знаете, именно первородный грех обуславливает изначальную греховную природу современных людей. Однако Христос спасает Адама и Еву, искупает грехи этих людей и также дает каждому надежду на спасение в нем.

Евангельские тексты не описывают процесса путешествия в подземное царство как таковое. Подробное описание содержится в апокрифическом Евангелии от Никодима. Кстати, по этой причине на протяжении длительного времени иконописный сюжет Воскресения сочетался с сюжетом сошествия.

Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»

Компоновка складывалась постепенно и изображения могут различаться, хотя сейчас мы явно можем говорить об устоявшемся православном каноне. Одни из самых первых древнерусских икон, где Христос спускается в ад, относятся к творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублева. На них запечатлевается канонический сюжет, когда Христос предстает с распростертыми руками по центру изображения.

Также известны изображения, характерные для эпохи ренессанса (используются по большей части в католическом христианстве) где Спаситель увлекает ветхозаветных праведников за собой. Есть и иконы, на которых Христос идет на встречу к Адаму, которые символически говорят об освобождении обитателей ада.

Остановимся более подробно на сюжете характерном для православного христианства. В центральной части располагается Христос в сияющих одеждах, он изображается в сфере синего цвета, который указывает на небесную благодать. В этой сфере также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых отблесках, ангелы также освящают тьму ада.

Символически изображаются разломанные врата ада, разрушенные гробы. Царство небесное вторгается во ад и остается неудержимым, тьма не может поглотить его, преграды не останавливают.

Итак, в центре иконы Сошествие Христа в ад располагается сам Спаситель, а чуть ниже, те, кто ждал его прихода. На передней части по две стороны Адам и Ева. Чаще всего Христос обхватывает Адама за кисть, а Ева смиренно устремляет на него взор и ждет, когда тот обратит внимание и на нее. Помимо этого тут много самых разнообразных людей, композиция может различаться.

Тем не менее, практически всегда изображаются святые, которые также ожидали, когда Спаситель снова откроет путь в Царствие небесное. Например, тут стоит Иоанн Креститель, с которым он совсем недавно виделся на земле, но также есть и те, кто ждет намного больше. С нимбами изображаются цари Давид и Соломон.

Этим сошествие Христа во ад на иконе подчеркивает особое значение его подвига. Ведь, если бы не он, то и святым пришлось бы остаться без рая. Поэтому данная икона имеет такую высокую ценность и особо почитается в православном каноне.

В верхней части иконы ангелы, которые поддерживают крест, который в свою очередь символизирует не только спасение, но и церковь, которая отныне на земле позволяет каждому избегнуть гиены огненной через веру во Христа.

Особенное внимание на этот образ делают, конечно, в дни празднования Пасхи, но молитвы перед ним будут полезны для верующих практически всегда.

Этот сюжет в ясной форме запечатлел существенные основы православной веры, а также хранит напоминание о вечной милости Господа к людям.

Значение иконы «Сошествия во ад» заключается в том, что эта икона – вечное напоминание людям вплоть до исхода времен – теперь путь в рай открыт.

Каждый может выбрать сам путь к воскресению из мертвых, ведь Господом даровано спасение всякому человеку.

Тропарь Воскресению Христову, глас 5

Христос воскресе из мертвых, /

смертию смерть поправ, /

и сущим во гробех живот даровав.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего.

Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе.

И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху.

И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.
(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-soshestvie-hrista-vo-ad/

Сошествие Христа во ад: предание из IV века

Сошествие христа в ад. Зачем христос спустился в ад

Эпизод, который получил название Сошествие Христа во ад, не сильно широко известен среди людей, поверхностно знающих православную традицию. У них могут возникнуть справедливые вопросы о том, где это написано в Новом Завете и зачем вообще Сыну Божию нужно было попадать в место, куда отправляются души грешников.

По Преданию, умерший Иисус Христос после распятия вывел из души из ада, в Новом Завете этого нет

В канонических Евангелиях нет рассказа том, как Христос вывел из ада души умерших. Так что нет ничего удивительного в том, что люди, которые пусть даже и брали в руки Библию, не нашли в текстах Марка, Матфея, Луки и Иоанна этот эпизод.

В Библии нет ни одного подробного описания подобного действа Иисуса Христа. Но есть ряд косвенных признаков, на которых выстроен догмат с этими представлениями.

Апостол Пётр пишет:

 «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:18-19).

В ветхом завете есть пророчества о том, что спаситель должен побывать в аду

Большинство христиан считают, что сошествие в ад — это предсказанный пророками поступок Мессии. Он должен был случиться, чтобы Иисус Христос подтвердил факт того, что Он Спаситель. Автор Евангелия от Матфея пишет о таких словах Иисуса:

«как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи».

Иисус выводит праведников из ада

Само пророчество повторяется в Ветхом Завете многократно:

«Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?»

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»

«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!»

«…медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства».

Тема сошествия в ад восходит к религии Месопотамии

Иисус Христос не был первым, кому по преданию, выпало попасть в ад. Подобные мифы известны с глубокой древности:

  • В Кении рассказывали о Маруэ в подземном мире;
  • В Новой Зеландии был миф о Паре и Хуту;
  • Племена Ирокезы рассказывали о Сайадио в стране мёртвых;
  • Чинук передавали из поколения в поколение историю о голубой сойке, побывавшей в загробном мире.

Но нам интереснее всего самый древний миф из Месопотамии, который, безусловно, оказал влияние на христианские представления. Эта история существовала уже примерно в XXX веке до нашей эры, а может, и раньше в устной традиции.

Древняя статуэтка богини Иштар, которая так же, как Иисус, имела богочеловеческую природу, умерла, побывала в царстве мёртвых и воскресла

Богиня Иштар отправилась в царство мёртвых — туда, откуда нет возврата. Точные мотивы её не сохранились ни в аккадских, ни в шумерских источниках. При этом богиня точно знала, чем рискует.

Она поочерёдно проходила через семь врат ада, где стражи требовали богиню снять по предмету одежды или украшению. А эти вещи — сила. В итоге богиня осталась даже без набедренной повязки и погибла от взгляда хозяйки загробного мира.

Но один из богов сотворил двух бесполых существ, чтобы спасти Иштар. Почему бесполых?

  • Пол подразумевает размножение. Это жизнь. А жизни нет места в царстве мёртвых;
  • Только женское или мужское существо может умереть. Бесполое неуязвимо для смерти.

Древние верили, что из загробного мира могло выйти только целомудренное существо.

Кстати, отсюда идёт традиция безбрачия и целибата у жрецов, священников и монахов.

Эти два создания принесли богине семя жизни и воскресили её.

Самое любопытное в этой истории, что Иштар была одновременно супругой и бога, и человека, а значит, сама имела двойственную природу — полубогиня, получеловек.

Такой тема сошествия во ад богочеловеческой фигуры впервые зафиксирована в человеческой культуре. История Иштар на этом не закончилась, но нам этой информации достаточно.

Апокрифическое Евангелие от Никодима — главный источник сведений о сошествии Христа в ад

Возможно, история о сошествии Иисуса Христа в ад не получила бы такое развитие, если бы не апокрифичекое евангелие от Никодима. Вероятно, текст создан в III или IV веке, хотя приписывается фарисею Никодиму, современнику Христа.

Здесь подробным образом изложено представление о том, что до крестной жертвы Христа врата рая были закрыты для всех людей.

Евангелие Никодима богато на живописные образы: тут и сатана общается с адом, и ангел, который сторожит вход в рай, не забыл автор и Адама с его многочисленными потомками. А вот Еву рукописи не упоминают.

Иисус Христос беседует с фарисеем Никодимом. Именно Никодиму приписывается текст, в котором описано сошествие Христа в ад

Можно обнаружить ряд прямых заимствований из месопотамской религии. Врата медные — это явно те самые врата ада, через которые проходила Иштар.

Христианское учение о сошествии Христа в ад почти целиком базируется на этом тексте. Это удивительно, ибо само евангелие не включено в канон.

Иисус произнёс в аду проповедь

Историю о крестной смерти мы отложим для другого разговора. Тем более, она широко известна. А вот подробности сошествия в ад стоит рассказать.

Преподобный Иоанн Дамаскин упоминает проповедь Христа в аду:

«Обоженная душа сходит в ад, чтобы, подобно тому как для находившихся в земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной воссиял свет; чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, пленным освобождение и слепым прозрение и для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду».

Святые отцы спорили, зачем Христос спустился в ад: освободить все души или только праведников

Поскольку представление о сошествии Спасителя в ад почти не базируется на Священном Писании, среди святых отцов возникали споры о том, зачем Иисус спускался в ад.

Общая для христианства идея заключается в том, что прежде существовал только ад — тёмное место, где души не мучаются, а просто ждут некого судного дня. При этом нет никакой разницы, душа это праведника или грешника. Иисус Христос дал возможность душам попасть в рай, спастись.

Так что зачем Иисус спускался в ад, нам ясно. А вот за кем — это вопрос.

Христианство учит, что до жертвы Христа умерших не пускали в рай.

Святой Григорий (Богослов), считал, что милость Божья распространилась только на ветхозаветных праведников:

«Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих».

Но встречались и альтернативные мнения.

О них упоминает в письме папа Римский Григорий Двоеслов, когда он обращается к паре константинопольских клириков:

«После отбытия вашего я узнал… что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос, сойдя во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний.

Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он приидет, и жили по Его заповедям.

Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как написано: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец» (1 Ин. 2, 4); «вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).

Итак, если ныне верующие без добрых дел не спасаются, а неверующие и осужденные спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад, то участь тех, которые не видели воплотившегося Господа, гораздо лучше тех, которые родились уже после тайны воплощения. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: «Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели» (Лк. 10, 24).

Но чтобы долго не занимать мне любви вашей моим рассуждением, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий в книге своей о ересях.

Вот его слова: «Есть еретики, которые говорят, что Господь, сойдя во ад, проповедовал там о Себе всем уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе (Пс.

6, 6), и словам апостола: те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут (Рим. 2, 12)».

С его словами согласен и блаженный Августин в своей книге об ересях. Итак, рассудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви».

Большинство богослужебных текстов и отцов Церкви убеждены, что в аду нельзя покаяться

Версию о том, что грешники в аду имели шанс покаяться, отвергало большинство христианских деятелей. По их мнению, о спасении речь идёт, пока человек ещё не умер. Соответственно, Иисус после сошествия вывел из ада души только праведников, а грешники не имели на это шансов.

Любое высказывание святых отцов о сошествие во ад почти всегда вращается вокруг этой мысли. Например, так пишет преподобный Варсонофий Великий:

«Касательно же ведения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг — там венцы».

3 дня и 3 ночи должен был провести Спаситель в аду, согласно пророкам.

Святитель Иоанн Златоуст с ним согласен:

«Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти – суд и наказание. «Во аде же, — сказано, — кто будет исповедовать Тебя?».

Тема победы Христа над смертью широко представлена в литургике и иконографии

Победа Христа над смертью стала одной из излюбленных для авторов икон и церковных гимнов. На иконах в разных сюжетах Спаситель выводит из ада Адама и Еву, либо просто ведёт за собой группу праведников. С этим сюжетом тесно связана тема воскресения Христова.

Изначально в иконография этого эпизода не существовала самостоятельно в русской и византийской традицией. Изображение воскресения Христа в гробнице возникло довольно поздно.

Икона с темой смерти и ада существует не столько для молитв, сколько для того, чтобы человек не забывал о победе Христа над адом и стремился к праведной жизни.

Икона Сошествие Иисуса Христа в ад

А вот пример этой же темы в Службе Крестопоклонной недели:

«Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад, и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаюся изрыгнути Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми; древо бо сия паки вводит в рай».

Источник: https://hranitel.club/2282-soshestvie-hrista-vo-ad

Икона «Сошествие Христа во ад» — изображение Воскресения Христа

Сошествие христа в ад. Зачем христос спустился в ад

На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается сам момент Воскресения. На них изображается «сошествие Христа во ад», а точнее, то, как Христос выводит из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя — черная бездна преисподней, на фоне которой — замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению.

Именно этот иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью, воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения.

В последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты, в частности, заимствованный из западной традиции образ воскресшего Христа, выходящего из гроба и держащего в руках знамя победы . Однако этот образ не традиционен для Православия.

Библейские упоминания о посещении Христом ада

Точного и подробного описания сошествия Иисуса Христа в ад не существует. Составить картину можно только по отдельным штрихам, упоминаниям апостолов Нового Завета. Например:

  • Послание от Петра содержит слова о том, что Спаситель после смерти ожил духом и проповедовал грешным, сойдя к темой бездне.
  • Сам Христос, обращаясь к ученикам, предсказывал судьбу: сравнивал свое будущее («Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи») с Ионой, который 3 дня находился в темном чреве кита.
  • Пророчества из Ветхого Завета о том, что Сын Божий сломает железные запоры, сокрушит двери, чтобы отдать Всевышнему богатства и сокровища, хранимые во тьме.

Достаточно прозрачная аллегоричность высказываний позволяет восстановить картину на холсте, дополнив ее своей особенной трактовкой. Епископ Иларион сформулировал основные выводы из информации, которую содержат различные тексты Библии.

Также существуют различные мнения по вопросу, кому проповедовал Иисус во время схождения и освобождения заточенных из подземного мира. Слова о том, что Сын Божий сошел в ад, победил смерть и уничтожил (или разрушил) подземный мир, по-разному объясняются различными религиозными классическими направлениями.

Изображение сошествия Мессии в русской традиции

Вместе с принятием христианства из Византии сложившийся там образ Воскрешения или Сошествия Христа во ад перешел к иконописцам на Руси. До сегодняшних дней сохранились старые изображения Анастасиса, относящиеся к XI – началу XV века.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Христос ступает по сломанным адовым вратам. Левой рукой он держит крест, а правой выводит из преисподней опустившегося на колено Адама. Около Адама изображена фигура Евы. Сейчас сложно утверждать, что присутствие в группе пророка Исайи и Симеона было изначальным. Возможно, это дополнение, внесенное при реставрации.

Справа от Христа находятся (в саркофаге) Соломон, Давид, Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию. Изображение носит застылый и торжественный характер, который присущ многим подобным творениям, демонстрирующим Воскресение Христово на иконах и фресках храмов Болгарии, Грузии, Сербии, Македонии, Армении, Коптской Церкви.

Прохор с Городца

Под именем Про́хор с Городца известен старец-иконописец, представитель московской школы живописи начала XV века. Предположительно этот человек являлся учителем знаменитого Андрея Рублёва. Летопись называет иконописца Прохора «старцем».

Икона Про́хора с Городца «Сошествие во ад» находится сегодня в экспозиции Благовещенского cобора Московского Кремля. Эксперты датируют ее концом XIV – началом XV века.

Андрей Рублев

Работа Андрея Рублева о сошествии в ад создана художником около 1408 года. Сегодня она экспонат сокровищницы Государственной Третьяковской галереи.

Главное отличие художественных произведений Андрея Рублева – это тщательная детальная прорисовка лиц всех персонажей. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями. Христос наступает на сломанные врата ада, немного склонившись, чтобы взять коленопреклоненного Адама за руку.

Адам стоит на гробнице из камня, а рядом с ним выпрямилась, повернувшись к Мессии, маленькая Ева, выделенная ярким красным одеянием. За ней тесной группой собрались праотцы с сыном Симеона-Богоприимца, который повествует об этом событии. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. Все склоняют головы перед Сыном Божьим.

Иисус Христос изображен с крыльями, от его силуэта распространяется светло-голубое свечение – слава, которая четко выделяется на фоне черного зева пещеры. Работы Рублева отличает яркость и эмоциональность. Икона излучает радость и оптимизм, передавая эти впечатления от описанного события зрителю. На полотне изображен не строгий судья, а заботливый и добрый отец.

Дионисий

Икона «Сошествие Христа во ад» была написана Дионисием в 1502-1503 годах. Композиция картины включает несколько частей. Центр полотна занимает фигура Мессии, сияющая золотыми одеждами.

Такой цвет выбран не случайно, он олицетворяет Солнце Воскресения, празднует победу над смертью. Под ступнями Сына Божьего разверзлась огромная черная пещера преисподней. Там корчатся пораженные страхом бесы. Их очертания, серые на черном, напоминают темные дымные тучи.

Христос изображен окруженным голубым сиянием славы, которое наполнено двенадцатью ангелами. Ангелы своими длинными копьями настигают бесов, каждый из которых является олицетворением конкретного порока. Добродетели побеждают пороки. В самом низу композиции ангелы связывают поверженного, сокрушенного Сатану.

Врата ада сломлены и сложены крестом, на них ступает нога Спасителя. Мессия держит за руки, помогая встать из гробов, Адама и Еву. Сразу за первыми людьми мученики, пророки, праведные люди, праотцы. Все они устремлены к Иисусу Христу, жаждут спасения. Нимбами выделены цари Соломон и Давид, Иоанн Предтеча, пророки Ветхого Завета.

Молитвословия

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего.

Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя.

Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе.

И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху.

И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Тропарь Воскресению Христову, глас 5

смертию смерть поправ, /

и сущим во гробех живот даровав.

Духовный смысл праздника

Помимо того, что учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии, осмысливаемое как последняя ступень кенозиса (умаления), которое совершил ради нас Господь, оно имеет также несомненное вневременное, универсальное значение. Плоды данного события распространяются не только на тех, кто на момент сошествия Христа во ад находился там, но и на последующие поколения людей.

Достаточно часто в песнопениях Октоиха встречается отождествление всей Церкви или, еще шире, всего человечества с теми, на кого в свое время распространилось спасительное дело Христа в момент Его сошествия во ад.

В частности, когда говорится о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама, то имя праотца здесь означает не конкретную личность, а символ всего падшего человечества: “Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриарха воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея“ (воскресный кондак 3 гласа).

Источник: https://iconopisanie.ru/ikony/soshestvie-hrista-vo-ad

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.