Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Распространенные предложения с обращением: примеры

Содержание

Что такое обращение. Примеры использования обращений в речи

Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Распространенные предложения с обращением: примеры

Обращаясь к кому-то, мы называем своего адресата. Вот это слово, каким мы его называем, и именуется в русском языке обращением.

Иногда оно выражается несколькими словами, между которыми ставятся знаки препинания или союзы. Также нередко в предложении словосочетание выступает как обращение. Примеры: “Мама, я люблю тебя.

Мама и папа, вы самые дорогие для меня люди. Дорогая мама, я люблю тебя”.

Какими словами выражается обращение

Чаще это имена собственные, прозвища, клички, одушевленные нарицательные существительные. Реже – неодушевленные предметы выступают как обращение. Примеры: “Анна, выйди на балкон. Москва, люблю тебя как сын! Дай лапу, Джек. Давайте же споем, друзья! Прощай, море”.

Какими частями речи бывает выражено обращение?

  • Существительными в именительном падеже: “Сколько можно ждать, Борис?!”
  • Существительными в косвенных падежах: “Эй, на корабле! Бросьте спасательную шлюпку!”
  • Прилагательными, употребленными в значении существительного: “Не будем ссориться, дорогая”.
  • Числительными: “Прием, прием! Откликнись, четвертый!”
  • Причастиями: “Будьте счастливы, живущие!”

Интонационное выделение

По повышению или понижению тона, паузам и особой звательной интонации можно узнать обращение. Примеры для сравнения: “Девушка открыла окно. / Девушка, откройте окно!”

В древнерусском языке для выражения обращений даже существовала форма звательного падежа. Частично она сохранилась в междометиях: “боже мой, господи, батюшки светы и др.”.

Синтаксическая роль

Обращения никогда не являются членами предложения. Они не несут смысловой нагрузки, и их задача – лишь привлечь внимание адресата к высказываемым словам. Они не имеют грамматических связей с членами предложений.

Вот для сравнения примеры с обращением и без него: “Отец разговаривал со мной довольно строго. / Отец, поговори со мной”. В первом случае существительное “отец” является в предложении подлежащим и связано со сказуемым “разговаривал”.

Во втором случае это слово – обращение, и оно не выполняет никакой синтаксической роли.

Выражение эмоций

Чувства радости и печали, ярости и восхищения, ласки и гнева может выражать обращение. Примеры показывают, как эмоция может быть передана не только интонацией, но и при помощи суффиксов, определений, приложений: “Наденька, не покидай нас! Не думай, жалкий фанфаронишка, что напугал меня. Соловушка, мой свет, как сладко ты поешь!”

Вокативные предложения. Распространенные обращения

Обращения могут быть очень похожи на так называемые вокативные предложения. Эти предложения заключают в себе смысловой оттенок. Зато его не имеет обращение. Примеры вокативного предложения и предложения с обращением: “Иван! – проговорила она с отчаянием. / Нам надо поговорить, Иван”.

В первом случае мы имеем дело с вокативным предложением, которое содержит смысловую окраску мольбы, отчаяния, надежды. Во втором случае это просто обращение.

Примеры предложений, в которых этот речевой компонент бывает распространенным, демонстрируют, какими многословными и детальными бывают обращения: “Юная дева, что косы распустила и губы разомкнула для песни о любви, ты будешь сниться мне. Вы, говорившие о славе и свободе, забывшие все обещания свои, не ждите милости”.

В разговорной речи распространенные обращения бывают расчленены в предложении: “Куда же, мил, идешь ты, человек?”

Обращение и стили речи

В литературной и разговорной речи в качестве обращений могут быть использованы устойчивые выражения: “Не мучь меня ты, грусть-тоска! Куда ведете меня, стежки-дорожки?”

Для обращений довольно часто характерно использование конструкций с частицей о. Если эта частица употребляется с местоимением, она, как правило, сопровождается определительным придаточным предложением: “О вы, которые недавно с усмешкой отвечали мне, поникли ваши взоры?”

Обращения с частицей а чаще встречаются в разговорной речи: “Маша, а Маша, где наша каша?”

Место обращения в предложении

Обращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения: “Андрей, что случилось с тобой вчера? / Что с тобой, Андрей, случилось вчера? / Что с тобой случилось вчера, Андрей?”

Обращения могут не входить в состав предложений, а употребляться самостоятельно: “Никита Андреевич! Ну что же вы не идете?”

Знаки препинания при обращении

Обращение, в какой части предложения оно бы ни находилось, всегда обособляется запятыми. Если оно вынесено за пределы конструкции и является самостоятельным, то чаще всего после него ставится знак восклицания. Приведем примеры предложения с обращением, обособленным знаками препинания.

  • Если обращение используется в начале предложения, то после него ставится запятая: “Милая Наталья Николаевна, спойте же нам!”
  • Если обращение располагается внутри предложения, оно обособляется с обеих сторон: “Я узнаю тебя, милый, по походке”.
  • Если обращение помещено в конец предложения, то перед ним ставим запятую, а после него тот знак, которого требует интонация – точку, многоточие, восклицательный знак или знак вопроса: “Что вы ели на ужин, дети?”

А вот примеры, в которых обращение находится за пределами предложения: “Сергей Витальевич! Срочно в операционную! / Милая Родина! Как часто я вспоминал тебя на чужбине!”

Если обращение употребляется с частицей о, то знак препинания между ней и обращением не ставится: “О милый сад, я вновь вдыхаю аромат твоих цветов!”

Риторическое обращение

Обычно обращения употребляются в диалогах. В поэтической, ораторской речи они участвуют в стилистической окраске сообщения.

Одной из таких стилистически значимых фигур речи является риторическое обращение. Пример мы видим в известном стихотворении М. Ю.

Лермонтова “Смерть поэта”: “Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!” (Это, кстати, и образец распространенного обращения.)

Особенность риторического обращения заключается в том, что оно, как и риторический вопрос, не требует ответа или отклика. Оно просто усиливает выразительный посыл речи.

Источник: https://FB.ru/article/147524/chto-takoe-obraschenie-primeryi-ispolzovaniya-obrascheniy-v-rechi

Предложение с обращением: распространенные примеры из художественной литературы

Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Распространенные предложения с обращением: примеры

Обращение комбинация словоформ, которые выражают имя и название субъекта, к которому направлена речь.

Они представляют собой, как правило, имена существительные в именительных падежах. Могут идти в паре с зависимым словом, могут быть и без них. Обращениями могут быть любые части речи. Как подчеркивается в письменной речи, и другие аспекты выясним далее.

Конкретных, определенных позиций для этих литературных структур, нет. Они могут располагаться в предложении в любом месте….

Примеры

Начало предложения:

  • Иванов, тебя не смущает, что у тебя такая стандартная фамилия?
  • Учитель, можно обратится к вашему коллеге за помощью?
  • Мистер Джонс, а знаете ли вы, чем револьвер отличается от пистолета?

Обращение в середине предложения:

  • Меня смущает, друг мой любезный, общаться с теми, кого волнуют фамилии.
  • Давай еще немного почитаем, любимый, ведь нам не нужно завтра рано вставать.
  • Если честно, как по мне, доктор Ставропольский, лимонад черного цвета не может быть вкусным…
  • Если бы ты была птичкой, собака, ты бы скучала за хозяевами?

В конце предложений:

  • Я читал письмо, и что же, думаете я не заметил, как вы покраснели, Смирнов?!
  • Я трижды повторять не буду, марш к доске, двоешник!

Обращения и подлежащие

Каким членом предложения может быть словоформа в предложении?

Часто можно услышать высказывание, что обращение является подлежащим.

На самом деле, это заблуждение, хотя основания так думать есть. Подлежащее тоже выражено такой же формой, поэтому спутать их представляется вполне логичным. Тем не менее следует помнить:

  • Когда подлежащее – существительное, сказуемое должно быть поставлено в третьем лице. Примеры:Степан Васильевич знает важные вещи о всех жителях дома. Мариночка уходит после семи часов в направлении второго трамвая.
  • Когда в предложениях есть обращения, оно, как правило, односоставно, при этом в нем присутствует глагол-сказуемое в форме второго лица. Примеры: Степан Васильевич, знаешь важные вещи о всех жителях дома? Мариночка, уходишь после семи часов в направлении второго трамвая?
  • Когда обращения произнесены с особыми звательными интонациями, например, присутствуют усиленные ударения или паузы. Примеры: Дети, немедленно подошли сюда! Дважды повторять не буду, Толя, исправь ошибку!

Каким членом предложения являются представленные словоформы? Они не являются членами предложения!

! Учимся писать грамотно: синтаксический разбор предложения — пример сложных оборотов

Какие слова могут быть обращениями

Чаще всего, распространенные предложения содержат наименование личностей (не путать с именами, хотя имена, в том числе) или прозвищами зверей. Причем не всегда по отношению к ним применимо именно прозвище, зачастую даже само наименование вида является обращением. Примеры:

  • Что ты мне, Пеньков, скажешь нового? Когда, Ваня, жениться собираешься?
  • Ну что, Шарик, вот и остались мы вдвоем…
  • Эх ты, пес, не быть тебе нормальной собакой!

Тем не менее в речи с обращениями из художественной литературы, допускаются обращения к неживым предметам:

  • Ну что, Вселенная, не ожидал я от тебя такого подарка.
  • Я люблю тебя, жизнь, слышишь

Также возможны географические названия:

  • Эх, Россия, как я рад тебя снова видеть!
  • Ну здравствуй, Германия, вот мы и снова с тобой увиделись…

Важно! Обращения и словосочетания междометного типа – разные вещи. Даже, если учитывать вроде бы явное обращение к одушевленной личности. Например: спаси господи, боже смилуйся, спасибо господи, слава тебе богу.

«Ты» и «вы», несмотря на всю свою схожесть, почти никогда не используются в качестве обращения. Они являются подлежащими частями предложения.

К примеру:

Здравствуйте, дорогие земли и поля бескрайние, и вы, птицы небесные, и вы, ветра могучие!

Однако в некоторых случаях данные местоимения могут быть обращениями. Случаи эти следующие:

1) Когда местоимения используются сами по себе. Примеры:

  • Эй, ты! Давай уже быстрее, сколько можно!
  • Громче, ты! – крикнул генерал пианисту и властно улыбнулся.

2) Когда местоимения представляют собой сочетания определений со словами которые определяются, если между этими словами находятся местоимения вторых лиц, не выделяемые запятыми. Примеры:

  • Почему же ты такой глупый вид имеешь, красавец ты мой ненаглядный?
  • Ты всех нас подвел, слышишь, умник ты наш.

3) Когда обращение содержит местоимение, перед которым идет частица «о», а после – придаточное определительное предложение. Примеры:

  • Слышите ли вы меня, о вы, глупцы в сенатских тогах…
  • О ты, лучшая из лучших, богиня богинь, царица цариц, любить тебя могу ли?

! Какие бывают виды предложений по цели высказывания

Как выделяется обращение

Если обращение находится в середине предложения, то его выделяют запятые с двух сторон. Если оно находится в начале предложения или же в конце, то отделяется запятой с одной стороны.

Примеры:

  • Тридцать пятый, ты готов идти в другой лагерь или хотел бы еще попить кофе?
  • Однажды ты, сынок, научишься и сам отцом быть.
  • Не даром ли я был тем кем был всю жизнь, скажи, не даром, Лаврентий?

Хотелось бы указать на одну крайне распространенную ошибку, применяемую в расстановке знаков препинания в обращениях.

Чаще всего, в текстах, обращение используется одним или двумя словами, например «Привет, Паша, как твои дела?».

Частое использование именно таких, коротких обращений, приводит к тому, что многие считают обращение – априори короткой частью предложения.

Приведем ошибочные предложения с обращением (внимание, в предложениях намеренно допущена ошибка):

1) Наши братья, за столом соседним вы под солнцем подгорели летним.

2) Наши братья, за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

В первом предложении запятая поставлена с расчетом на то, что обращением является словосочетание «Наши братья». Однако, очевидно, что часть «вы под солнцем подгорели летним» является придаточным предложением и должно быть отделено запятой.

Во втором предложении именно так и поступили. Тем не менее оба написаны неверно. Все дело в том, что запятая после слов «Наши братья» вообще не должна стоять, поскольку обращением является: «Наши братья за столом соседним». Несмотря на большую длину, именно это является целым и не разрывным обращением. Правильно будет написать:

Наши братья за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

Аналогичный пример, только с использованием обращения в конце предложения:

«Всего вам наилучшего, мой дорогой и высококультурный товарищ!»

Если обращение стоит в самом начале и оно произносится с восклицательной интонацией, то следует помнить, что оно не выделяется запятыми, а выделено восклицательным знаком, после чего идет новое предложение, как и положено, с большой буквы. Пример:

Дорогой мой! О былых проблемах забывай…

Внимание! Какими бы цельными и неразрывными не казались обращения, случаются ситуации, когда и они могут разделяться запятыми.

Это происходит в случае, если в однородном обращении происходит повтор союза «и», например:

Всего наилучшего и Марина, и Елена.

Кроме того, при обращении в одном предложении несколько раз, они все должны отделятся. Пример:

Степан Семенович, расскажите ребятам, дорогой, как вы на фронте под звездами ночевали.

Также бывает разрывание одного обращения другой словоформой. Это делается для подчеркивания действия. В таком случае, обе части, необходимо отделять запятыми. Пример:

Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

Схема предложения с изучаемой словоформой может быть составлена учеником самостоятельно.

Как выделяется обращение в предложениях

Учим русский предложения с обращениями

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/rasprostranennyie-predlozheniya-s-obrashheniem-primeryi

Обращение в русском языке. Примеры и виды обращений

Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Распространенные предложения с обращением: примеры

Обращение называет, кому адресована речь. Это слово или словосочетание обозначает, к которому обращается автор. Обращение может относиться и к одушевленному лицу, и к неодушевленному предмету.

Обращение. Примеры

Маша, где ты была?

А мы вас, профессор, давно ищем.

Спи, моя радость, усни.

Ержан, вставай, на работу пора!

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. (А.С. Пушкин)

Русь, куда ж несешься ты?  (Н.В. Гоголь)

Покажите мне Москву, москвичи!  (А. Розенбаум)

Обращение не является членом предложения. Оно может стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме обращение всегда выделяется знаками препинания, а в речи – интонацией.

Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику:

Милая моя,Солнышко лесное,Где, в каких краях

Встретишься со мною.

Ю. Визбор

Какими бывают обращения

Обращением чаще всего служит существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного – прилагательное, причастие и так далее.

Примеры обращений

Скажи, дедушка, ты давно приехал?

Эй ты, иди сюда!

Чем вам помочь, любезный?

Провожающие, выйдите из вагона!

Обращениями могут служить собственные имена людей, клички животных, названия по степени родства, профессии, занятию, званию, национальности, возрасту и т.п.

Примеры обращений

Рэкс, ко мне!

Вас к телефону, Иван Иванович.

Света! Пошли в кино.

Так точно, товарищ генерал!

Эй, мужики, как пройти на улицу Ленина?

Смилуйся, государыня рыбка. (А.С. Пушкин)

За мной, читатель! (М.А. Булгаков)

Обращениями могут быть названия предметов и неживой природы, географические названия. В этом случае происходит олицетворение – неодушевленные предметы наделяются человеческими качествами.

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
М.Ю. Лермонтов

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А.С. Пушкин

Краткие и распространенные обращения

Обращение может быть кратким – состоять из одного слова. Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным.

Примеры кратких обращений

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (А.С. Пушкин)

Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Ю.Лермонтов)

Товарищ, винтовку держи, не трусь! (А.А. Блок)

Каждый труд благослови, удача. (С.А. Есенин)

Примеры распространенных обращений

Бесценный друг, что такое сердце человеческое? (И. Гете)

Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин)

Как я любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. (М.Ю. Лермонтов).

Люблю я грусть твоих просторов, мой милый край, святая Русь. (Ф. Сологуб)

Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. (В. В. Маяковский)

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. (В. Лебедев-Кумач)

Несколько обращений могут идти подряд:

Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Предсмертная записка В.В. Маяковского

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает:

Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (И.А. Гончаров).

Знаки препинания при обращениях. Как выделяется обращение

Обращение отделяется знаками препинания. Если его произносят без восклицательной интонации, то обращение выделяется запятой в начале или конце предложения или запятыми, если стоит в середине предложения.

  • Мама, я пришел.
  • Я пришел, мама.
  • Я, мама, уже пришел.

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы.

Если перед обращением стоит междометие «о», «ах», «а» и тому подобные, они не отделяются запятой от обращения.

  • О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благославляя. (В.А. Жуковский)
  • Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.п.

Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:

  • Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов).

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак.

  • Уважаемый Иван Иванович! (Слово «уважаемый» входит в состав обращения и запятой не отделяется).

Ты и вы – обращение или подлежащее?

Личные местоимения ты и вы чаще всего в предложении являются подлежащими, а не обращениями.

Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель. (А. С. Пушкин)

Иногда, впрочем, они могут быть обращениями или входить в состав обращений.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А.С. Пушкин).

Источник: https://www.anews.com/p/110610016-obrashhenie-v-russkom-yazyke-primery-i-vidy-obrashhenij/

Урок русского языка по теме

Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Распространенные предложения с обращением: примеры

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
  • Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
  • Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

РАЗВИВАЮЩАЯ

  • Развивать устную речь учащихся.
  • Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

  • Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
  • Воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Тип урока:

урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока:

  • ПК,
  • интерактивная доска,
  • презентация
  • Учебник

    : Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009

    Раздаточный материал

    : учебник С.Г. Бархударова “Русский язык”, предложения с обращениями из сказки Л.Лагина “Старик Хоттабыч”, текст лингвистической задачи.

    II. Словарная работа.

    – Из словаря учебника С.Г. Бархударова “Пишите правильно!” выпишите (в столбик) 5 прилагательных, которые помогают охарактеризовать человека (например, гениальный). К каждому прилагательному подберите нарицательное существительное – словарное слово (например, композитор). Укажите вид связи в словосочетании (например, гениальный композитор – согласование).

    III. Актуализация опорных знаний. Объяснение нового. Закрепление.

    – Составьте предложение, используя одно из записанных словосочетаний таким образом, чтобы существительное в предложении было подлежащим. (2-3 ученика отвечают.)

    – Перестройте записанное предложение таким образом, чтобы словосочетание не являлось никаким членом предложения. Какую функцию выполняет это слово в предложении? (Функцию обращения.)

    – Вспомните, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)

    – Запишите предложения: “Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? // Проснись, ленивец сонный!”, “Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…”, “Ах ты, старый конюх, неразумный, // Разгадаешь ли ты, старый, загадку?” Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Как на письме выделяется обращение? (Запятой или восклицательным знаком.) Более подробно о выделении обращений на письме мы будем говорить на следующем уроке.

    – С какой интонацией произносит говорящий обращение? Прочитаем об этом в нашем учебнике (§ 55).

    – В каком падеже стоит обращение в записанных вами предложениях?

    – Обращение может стоять не только в именительном падеже, иногда – что возможно только в разговорной речи – обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или по какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в нём яркую, отличительную деталь. Например, Там, в шляпе, вы оплатили проезд? В любом случае обращение произносится со звательной интонацией. Не случайно интонация имеет такое название “звательная”. Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить, например, в древнерусских текстах. Например: “Пойди, княже, с нами в дань” (“Повесть временных лет”), “Милостивый государь батюшко!” (из письма царевича Алексея к царю Петру). Вспомните и запишите, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”? (“Чего тебе надобно, старче?”). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа. Назовите форму именительного падежа существительного “старче” (старик).

    – Итак, в каком падеже чаще всего стоит обращение в современном русском языке и с какой интонацией произносится?

    – Адресатом речи может быть не только лицо, названное по имени. Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество лица (I ряд), наименование лица по роду занятий (II ряд), кличка животного (III ряд). Прочитайте получившиеся предложения, выделяя обращения.

    – Ещё мы отметили, что в роли обращения может выступать неодушевлённое существительное. Проанализируем предложение “Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу!” Укажите обращения.

    Какое обращение является неодушевлённым существительным? Как называется средство выразительности – неживому предмету приписываются действия живых существ? (Олицетворение) Значит, такое обращение помогает одушевить его же, адресата речи.

    – Итак, мы выявили следующие признаки обращения: 1) произносится со звательной интонацией, 2) не является членом предложения, 3) адресат речи может быть различным.

    – В записанном предложении выделите грамматические основы. (Сыпь ты; пойте вы). Какой член предложения слова “черёмуха” и “птахи”? Вы правы, обращения не являются членами предложения.

    Роль обращений в художественном тексте

    – Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя. Прочитайте, пожалуйста, предложения из любимой мной сказки.

    Думаю, что вы без труда отгадаете, какому литературному герою принадлежат такие изумительные обращения:

    • – О нет, о юный мой повелитель, – высокопарно ответствовал старичок, – я не из неведомой мне страны Самодеятельность! Я вот из этого трижды проклятого сосуда.
    • – Не веришь, презренный?! – свирепо вскричал старичок, но тут же взял себя в руки… – Прости меня, о юный мой спаситель, но я не привык, чтобы мои слова брались под сомнение… Знай же, благословеннейший из отроков, что я не кто иной, как могучий джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, т.е. сын Хоттаба.

    – Верно, это фразы из сказки “Старик Хоттабыч” Л.Лагина. Выпишите, пожалуйста, обращения со знаком “плюс”. Укажите обращение со знаком “минус”.

    Послушайте, какие ещё обращения встречаются в тексте: “звезда моего сердца”, “о драгоценнейший Волька ибн Алёша”, “о прекраснейший из учащихся средней школы”, “о драгоценнейший зрачок моего глаза”, “презреннейший из пешеходов”, “о не в меру многословный брадобрей”, “недостойная прислужница”.

    Как вы думаете, случайна ли такая цветистость речи? (Это одна из этикетных особенностей речи жителей Востока.) Зачем автору понадобилось использование этой речевой особенности? (Во-первых, для того чтобы создать образ самого джинна; во-вторых, с целью создания комического эффекта.)

    – Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу (вспомним “Капитанскую дочку” А.С. Пушкина).

    Жизнь обращений сегодня

    В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например в Польше – пан и пани, в Италии – синьор и синьора, во Франции – месье и мадам и т.п.

    Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет.

    Часто используется безличная форма обращения, например: “Простите, этот сыр свежий?” (в магазине), “Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?” (на улице) и т.д.

    Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (Обсуждение проблемы)

    – Я бы хотела предоставить вашему вниманию следующие материалы для размышления. В 80-е годы ХХ века в “Литературной газете” была напечатана юмореска В.

    Резниченко “Несуществующее существительное”, в которой автор рассказывал о том, какие мучения он перенёс, покупая в магазине зубную щётку. Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение.

    Он называл её “девушка”, “женщина”, “мадам”, “сударыня”, “хозяйка”, “гражданка”, “товарищ продавец”, “мамочка”, “мамаша”, но она так и не откликнулась.

    А В.Я. Канторович писал: “Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем “демократичнее” общество. Ничего подобного!”

    Итак, подводя итог нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской: “Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим.

    Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий.

    И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имён, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!”

    В доказательство мысли учёного выполним творческое задание. Вам нужно решить лингвистическую задачу (2 человека, сидящих за партой): “Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч?”

    IV. Подведение итогов урока.

    1) Какое лингвистическое понятие мы сегодня вспомнили на уроке? 2) Что называется обращением? 3) Какие признаки обращения вы можете выделить?

    4) С какой целью используются обращения в художественном тексте?

    – Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас написали мне записки, употребив обращение, где бы, во-первых, записали, что вам сегодня понравилось на уроке, а что не очень, а во-вторых, самостоятельно оценили бы свою работу на уроке. Спасибо.

    V. Домашнее задание:

    Задание на выбор:

    1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите.
    2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?

    Презентация

    13.07.2012

    Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/620397/

    Знаки препинания при обращении

    Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Распространенные предложения с обращением: примеры

    Повседневное общение сложно представить себе без обращений. Без них любой диалог выглядел бы бедным, неполным, безадресным. Ни у кого не вызывает вопросов опознавание обращений в разговоре: слово, называющее собеседника, выделяется интонацией, делается смысловая пауза в потоке речи.  

    Гораздо сложнее определить помощников диалога на письме, а также вызывает вопросы пунктуация при обращении. Чтобы справиться с такими трудностями, необходимо подробно изучить теорию и закрепить ее на практике.

    Что такое обращение?

    Обращение – это слово или группа слов, называющие собеседника разговора.

    Отличительные особенности обращения:

    • Цель обращения – привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение к адресату.
    • Обращение не входит в грамматическую основу предложения, не стоит путать его с подлежащим.

    Маша, выйди к доске и запиши предложение под диктовку!

    Ты так устала сегодня, моя милая!

    Важно! Обращение не является членом предложения. Отличить его от подлежащего поможет очень простая хитрость: главный член предложения будет требовать употребление глагола в 3 лице, а обращение – в 1 и 2 лице.

    Моя дорогая бабушка, запиши мой номер телефона. (2 лицо глагола)

    Моя дорогая бабушка записала мой номер телефона. (3 лицо глагола)

    • Чаще всего обращение выражено именем существительным в именительном падеже или другой частью речи, имеющей значение существительного (прилагательное, причастие и другие).

    Мальчик, не играй в мяч на дороге! (существительное)

    Не переживай об этом, дорогая! (прилагательное)

    Провожающие, покиньте вагон! (причастие)

    • Как правило, обращения обозначают одушевленные предметы, к которым обращаются , но в художественной литературе возможны обращения к неодушевленным предметам: к явлениям природы, к чувствам человека и так далее.

    Успокойся, буйное море!

    • Обращение может быть распространённым и нераспространенным.
    • Обращения могут стоять в любой части предложения.
    • Знаки препинания при обращении расставляются по определённым правилам.

    Пунктуация при обращении

    В зависимости от положения слова или слов, обозначающих собеседника и привлечение его внимания, на письме используются следующие запятая и восклицательный знак.

    Чтобы писать правильно знаки препинания при обращении, нужно помнить следующие правила:

    • Если обращение стоит в начале или конце предложения, то оно выделяется одной запятой; обращение в середине предложения обособляется двумя запятыми.

    Уважаемые абитуриенты, предоставьте копии документов приемной комиссии!

    Я бы на Вашем месте, Сергей Анатольевич, лучше изучил этот вопрос!

    Напиши мне о своих впечатлениях, Света!

    • Если в предложении есть однородные обращения, соединенные союзами «и» и «да», то внутри них запятые не ставятся.

    Васька и Машка, наказаны вы сегодня!

    Гроза да дождь, хорошие вы помощники для природы!

    • Если в предложении при однородных обращениях есть повторяющийся союз и, то перед первым союзом запятая не ставится по правилу.

    Немедленно перестаньте ругаться и Марина, и Вова!

    Распространённые и нераспространённые обращения

    Если обращение состоит из одного слова, то оно называется нераспространённым, то есть не имеет при себе зависимых слов.

    Сестрёнка, ты так хороша сегодня!

    Если в составе обращения находится несколько слов (два и больше), то такое обращение будет считаться распространённым, имеющим при себе зависимые слова.

    Дорогая моя сестренка, как ты прекрасно танцуешь!

    Несколько обращений в одном предложении

    Если в составе предложения находится несколько обращений и расположены они в разных местах, то следует обособлять запятыми каждое из них.

    Маленькая моя Вера, ты совсем забыла, дорогая, о том добре, которое тебе было сделано.

    Не надо откладывать на завтра, Сергей, оформление твоего, дорогой, паспорта.

    Определение или приложение после обращения

    В таком случае определение и приложение, стоящие после обращения, считаются как отдельное, второе обращение и обособляются запятыми по общим правилам.

    Мама, дорогая, ты так устала!

    Танечка, доченька, не надо плакать.

    Расчлененное обращение

    Особые трудности в правильном обособлении на письме обращения возникают, когда оно разрывается другими членами предложения. В этом случае каждая составная часть обращения выделяется запятыми.

    Быстрее, алый, разгорайся, рассвет!

    Обращение в конце предложения

    Если обращение находится в конце предложения, то после него ставится тот знак препинания, который продиктован содержанием этого предложения, его смыслом.

    Остановись ты сейчас же, Никита!

    Ты не ушиблась, маленькая?

    Тебе не повезло сегодня, дорогой.

    Частицы «о», «ах», «а» при обращении

    Частицы «о», «ах», «а», которые стоят при обращении, не следует отрывать от него запятой. В данном контексте они составляют одну синтаксическую единицу.

    О мой друг, как я рад встрече!

    Ах моя маменька, как я тебя люблю!

    Мама, а мама, как ты?

    Междометия «эй», «ах» и другие при обращении

    А вот междометия по правилу необходимо обособлять от обращения знаками препинания.

    Эй, дорогая соседка, не шуми.

    Ах, родной, зачем тебе эти документы?

    О, папа, для чего ты выбросил книгу?

    ВАЖНО! Как же понять, что находится при обращении: частица или междометие? От ответа зависит и расстановка знаков препинания. Так как частицы и междометия похожи друг на друга, отличить их поможет смысл предложения.

    Частицы служат для усиления смысла в предложении, они не выделяются интонацией отдельно, они как бы сливаются, присоединяются к обращению.

    О слава моей страны, ты безгранична!

    Междометие же обладает некоторой самостоятельностью и требует после себя паузы, выделения интонацией.

    О, моя Родина, ты велика и красива!

    Необходимо учитывать, что междометие «эй» в некоторых случаях может играть роль самостоятельного обращения, если служит для привлечения внимания собеседника.

    Эй, остановись немедленно!

    Если обращение — это отдельное предложение

    После обращения, которое представляет собой отдельное предложение, чаще всего ставятся восклицательный знак и многоточие. Почему здесь не указывается точка?

    Обращения обладают звательной интонацией, привлекают внимание собеседника, поэтому точка не сможет отразить эти особенности в случае самостоятельности обращения, предложение утратит эмоциональность, адрессованность.

    Сравните:

    Танечка!

    Таня… Моя Таня…

    Таня.

    Источник: https://PishuGramotno.ru/punktuacia/kakimi-znakami-prepinaniya-vydelyaetsya-obrashhenie

    Обращение в русском языке, примеры предложений, правила обособления,предложения с обращением

    Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Распространенные предложения с обращением: примеры

    Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Чаще всего оно выступает в роли существительного, стоящего в именительном падеже. Очень важно отличать его от подлежащего, так как это поможет вам правильно расставить знаки препинания в предложении с обращением.

    5 класс сталкивается с проблемами расстановки знаков препинания. Им может быть не только существительное, но и любая другая часть речи в его значении, например, прилагательное, наречие и т. д.

    Ознакомившись со статьёй, ученик 5 класса с лёгкостью сможет справиться с этой темой, самостоятельно составляя предложения.

    • Как не спутать обращение с подлежащим
    • Советы по определению
    • Примеры
    • Нюансы в расстановке знаков препинания

    Как не спутать обращение с подлежащим

    Одна из самых распространённых проблем, которая влечёт за собой пунктуационную проблему, это путаница с определением членов предложения.

    Сравните два предложения из произведений отечественной литературы:

    Скажи-ка, дядя, ведь недаром… (Лермонтов, «Бородино»).

    Мой дядя самых честных правил… (Пушкин, «Евгений Онегин»).

    В первом случае слово «дядя» обособляется запятыми. Во втором случае «дядя» является подлежащим и не обособляется запятыми.

    Если вы не уверены, стоит ли обособлять существительное или другую часть речи в значении существительного, проделайте следующие шаги:

    1. Найдите подлежащее и сказуемое. Выделите их характерными обозначениями (одна прямая линия и две прямых линии). Например:

    Дочка помыла посуду.

    Здесь подлежащее – дочка. Сказуемое – помыла. Подчеркнув два члена, вы отчётливо увидите, что подлежащее не является обращением. Попробуем составить предложение:

    Дочка, помой посуду!

    В этом случае слово «дочка» обособляется запятой. Представьте, что мама попросила дочку помыть посуду и позвала её.

    Запомните: обращение – это не член предложения! Исключений не бывает. Это слово или часть слова не входит в грамматическую основу и никогда не является подлежащим.

    2. Произносите предложение про себя, пытаясь уловить интонацию. Обращение звучит не так, как обыкновенное подлежащее. В том же примере, которое мы рассмотрели ранее, можно заметить отличия в интонации. Например:

    Мама помыла посуду.

    Этот пример произносится без выделения запятых голосом, т.е. на одном дыхании, без остановок и придыханий.

    В примере:

    Мама, вымоешь ли ты посуду?

    Отлично слышно, что слово «дочка» выделяется интонационно. Чтобы отличить подлежащее от обращения, несколько раз проговорите про себя необходимый пример.

    3. Одна деталь, которую стоит запомнить, это изменение сказуемого. Если подлежащее выражено существительным, то сказуемое стоит в третьем лице:

    Дочка моет посуду.

    Если же существительное – это обращение, то само предложение превращается в односоставное с глаголом, стоящим уже во втором лице:

    Дочка, помоешь ли ты посуду?

    Советы по определению

    Чтобы не запутаться, можно воспользоваться следующими советами:

    • Зачастую это имя, кличка животного или наименование. Например:

    Ира, ты выйдешь сегодня гулять?

    Мама, я сделал домашнее задание.

    2. Географические названия очень часто встречаются в произведениях великих поэтов. Когда мы обращаемся к природе, горам, рекам и прочим географическим объектам, необходимо обособить слово запятыми:

    Я люблю тебя, мой любимый город.

    3. Устойчивые выражения со словами «Господи» и «Боже» не обособляются:

    Боже упаси!

    Господи помилуй.

    Нюансы в расстановке знаков препинания

    • Обратите внимание на то, что слово или словосочетание может стоять в начале предложения и произноситься с восклицательной интонацией. В таком случае запятую нужно заменить на восклицательный знак. Возьмём предложения с обращением из художественной литературы:

    Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов).

    Поэт! не дорожи любовию народной (Пушкин).

    2. Иногда перед словом, стоящим в начале, может стоять частица о, которая также не является никаким членом предложения. Запятой частица о не отделяется:

    О Занд, твой век угас на плахе (Пушкин).

    Междометие легко спутать с частицей. Междометие о выступает в значении «ах». По правилам русского языка междометие обособляется:

    О, мама, разве сделал я что-то не так?

    3. Следующие преобразования происходят при появлении частиц да и а:

    А, Лиза, так это ты! Входи.

    Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/primery-predlozhenij-s-obrashheniem.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.