Обидчивость как форма проявления гордости. Обидчивость православие

Содержание

Обидчивость как форма проявления гордости: психология обиды, грех ли это в православии, как бороться с ранимостью

Обидчивость как форма проявления гордости. Обидчивость православие

: 07 августа 2020 59493

«Не так согрешает обидчик, как тот, кто обиду допустит» — Василий I Македонянин

Знаменитый дедушка Фрейд заметил, что все идет из детства. Наши мечты, страхи, комплексы и сомнения формируются под воздействием внешних и внутренних факторов в первые годы жизни. Я придерживаюсь того же мнения и соглашусь с ним.

Начнем с того, что чувство обиды не врожденное, а приобретенное. У младенцев в арсенале есть чувство гнева, а чувство обиды им предстоит узнать примерно с 2 до 5 лет. Оно образуется чаще всего шаблонно или перенимается от других детей и взрослых. К примеру: «Если ты это не сделаешь, я обижусь». Согласитесь, мы, взрослые, частенько используем подобную манипуляцию.

Давайте разберемся: откуда берутся обиды? Почему мы испытываем это чувство? Как с ним бороться, и нужно ли?

Проявление гордыни многоаспектны и обидчивость — лишь одна из сторон её

Светлане, да и всем нам необходимо помнить о том, что состояние гордыни входит в перечень возможных греховных состояний. При этом её проявления многоаспектны. Среди них можно назвать:

  • превознесение себя и своих достижений;
  • презрение к другим людям;
  • излишнее морализаторство;
  • желание поучать других;
  • неспособность признавать свои ошибки;
  • упорство в собственных заблуждениях и неспособность просить прощение.

Святое Писание и Святые Отцы большое внимание уделяют борьбе против грехов. При этом наиболее опасным из них считается гордыня и обидчивость как форма её проявления. Даже если человек может успешно одолеть такие грехи как: зависть, тщеславие, чревоугодие и т.д., его может подстерегать гордыня.

Дело в том, что проявления гордости весьма сложны и многообразны, из-за этого с ними сложно бороться, ведь зачастую человек не воспринимает всерьёз ту же обидчивость. Это, в свою, очередь, может привести к ещё большему грехопадению.

ролик. Обида — признак гордыни. Как Обидчивость сама притягивает к нам неприятности! Протоиерей Андрей Ткачёв на первой секунде виодеобеседы напоминает верующим слова молитвы «Отче наш» о необходимости прощения тех, кто нас обижает.

Отдельно в этом списке необходимо выделить обиды (обиженность) на ближних. Дело в том, что обида — это одно из древнейших чувств. При этом она не проходит быстро, а может длиться долго. Подобное душевное состояние в быту обычно воспринимается как нормально и распространённое явление.

Обида — это одно из древнейших чувств.

Некоторые родители говорят своим детям, что находиться в состоянии обиды естественно и это чувство закаляет характер, позволяет человеку принять меры к защите своей чести и достоинства.

Однако мнение Русской Православной Церкви к названному чувству абсолютно противоположное. Христианин должен учиться преодолевать обиды и относится даже к обидевшему его человеку в духе православной нравственности.

Если неверующий человек идёт на поводу у СМИ, которые культивируют гордыню и себялюбие, верующие должны уметь забывать обиды. Обидчивость может помешать сотворить правильную молитву ведь для неё необходимо:

  • внимательность и искренность;
  • покаянное смирение и сокрушение о всех своих грехах;
  • примирение со всеми и прощение всех обид.

Святой Исаак Сирин. Фреска 14-15 век. Святой Исаак Сирин говорил о том, что быть злопамятным и молится всё равно, что сеять на море

Святой Исаак Сирин учил:

«Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».

Исаак Сирин

Святой

Об этом необходимо помнить всегда и научится прощать обиды. В противном случае легко стать лицемером, который только повторяет слова молитвы, но не имеет общения с Богом в своём сердце.

Смотрите также статью Гордыня — самый страшный грех

Что делать

Как и всегда, ответы находятся в самом человеке. Работать нужно не над ситуацией и окружением, а над собой. Для избавления от обидчивости советую освоить концепцию сознательного мышления, то есть осваивать саногенное мышление.

Обидчивость часто базируется на бессознательных защитных механизмах. Это привычные, доведенные до автоматизма реакции человека на конкретные условия. Саногенное мышление позволяет переводить эти реакции на осознаваемый уровень и управлять ими. Первое, что хочу осветить – защитные механизмы. Не они ли руководят вашими обидами?

Аутоагрессия и гнев

Может носить ментальный или физический характер, проявляться в мыслях или поведении. Обида постепенно трансформируется в гнев, а потом уже в агрессию, в том числе направленную на себя. Можно ли справиться с гневом и ослабить выраженность обиды? Да. И снова проблема кроется в стремлении контролировать поведение и свободу другого человека. Помогут следующие принципы:

  1. Я принимаю другого человека, признаю его свободу и самостоятельность.
  2. Мои потребности – только мое дело, никто другой не обязан их удовлетворять.
  3. Мне могут помогать, но никто не обязан этого делать.
  4. Я четко представляю последствия своего гнева и агрессии (обиды).
  5. Я знаю, что сдерживать гнев нельзя. Я рационально выпускаю его, тем ослабляю обиду.

Самоуничижение Я

Подразумевает готовность человека всегда оказаться обиженным. Если развивающееся стремление к самоунижению остается незамеченным, то оно захватывает контроль. В результате становится невозможной реализация других потребностей, личностный рост и счастливая жизнь.

Ответ, скорее всего, кроется в рассогласованности Я-концепции. Вообще такой механизм вытекает из обиды на самого себя за то, что позволили так поступить с собой. Простите не только обидчика, но и себя. Признайте, что все ошибаются. Примите себя и сделайте выводы: теперь у вас есть новые ресурсы, опыт.

Стыд – еще одна частая и смежная эмоция в такой ситуации. Нередко человеку бывает стыдно за сам факт своего существования. Важно найти смыслы жизни и разобраться в себе. Для этого рекомендую ответить на следующие вопросы:

  1. Каким я должен быть, как мне вести себя, чтобы не было стыдно?
  2. Откуда возникли эти ожидания в отношении самого себя, которые не сходятся с реальностью.
  3. Насколько эти ожидания реальны?
  4. Могу ли я скорректировать эти ожидания, чтобы устранить сложившееся противоречие?
  5. Что не дает мне внести эти корректировки?

Осознайте собственное несовершенство, и вы сможете лучше понять и быстрее простить своих обидчиков. Стыд – это непризнание собственной свободы. Он частый спутник обид.

Стимулирование чувства вины в других людях

Наша обида – наказание для обидчиков чувством вины. Постепенно люди боятся слово сказать, чтобы не обидеть. Результат такого напряжения – невроз.

Аппелирующее поведение

Для укрепления собственной позиции, подтверждения ожиданий обиженные часто привлекают третье лицо (поддержку), с которой проще обвинить обидчика.

Обесценивание человека

Обесценивание обидчика – самый популярный механизм («Найду другого, лучше»). Но это только внутренняя маскировка, не решающая внутреннюю проблему (неадекватные ожидания). Кроме того, постепенно накапливается обесценивание ситуаций, людей, в итоге обесценивается весь мир.

Объяснение своих нереальных ожиданий

Человек, который не хочет признавать неразумность собственного поведения и ожиданий, всегда найдет оправдание себе: скупость – бережливость, агрессия – активность, безразличие – независимость.

Процесс обиды двоякий: один обижает, а другой обижается

Психология обиды — это процесс двоякий. С одной стороны, затрагиваются чувства того, кто обижает, а с другой — того, кто обижается.

Изучая причины своей обидчивости, христианин должен научиться преодолевать свои обиды, а также постараться как можно реже обижать других. При этом обижать легко, а загладить обиду очень тяжело.

«Нагорная проповедь». К.Г. Блох 1877 год. Любовь к ближнему своему и необходимость прощать — это одна из основных заповедей Христианства

Обида — нерадостное, тягостное чувство. Оно полностью противоречит Божией заповеди любить ближнего. К сожалению, в современном мире обида и обидчивость стали «нормальным» состоянием для людей.

5 — 11 месяцев

в этом возрасте у детей обнаруживаются первые признаки обиды

Обычно под обидой понимают несправедливо причинённое огорчение, а также чувство, вызванное этим огорчением. Она возникает, когда задето чувство собственного достоинства. Человек это осознаёт и протестует против этого.

При этом обида очень древнее чувство, так её признаки можно обнаружить уже детей в возрасте 5 — 11 месяцев.

«Оскорбленный еврейский мальчик» И.Н.Крамского. 1874 год. Следы обиды обнаруживаются уже у детей, так как это очень древнее чувство

Если же попытаться изучить причины возникновения обиды, можно отметить, что обычно человек в той или иной ситуации ощущает себя незаслуженно обделённым или же наказаны.

Обиженный человек неспособен объективно оценить сложившуюся ситуацию и поэтому обычно это возникает, если у него имеется завышенная самооценка. Когда нас обидят судить о том, какое отношением мы заслуживаем, может судить только Бог.

Как решить взаимные обиды мужа и жены

Эта статья предназначена для всех, кто состоит в супружеской связи и дошел до осознания того, что взаимные супружеские обиды отравляют отношения, и нужно от этих обид избавляться.

Дальше возникает вопрос – как именно от них избавиться?

На этом сайте мы как раз об избавлении от обид и говорим, поэтому сейчас затронем и супружеские.

Сразу скажу, что я не консультант-психолог по семейным отношениям, не гуру отношений и не тренер по саморазвитию. Я всего лишь чувак с сайтом, и мое мнение следует воспринимать соответствующим образом. Я даже женат никогда не был!

С другой стороны, я более 8 лет уделил проработке и избавлению от своего ментального мусора, поэтому, когда речь заходит об избавлении от внутренних проблем и ограничений, мне есть, что сказать. Если мои рекомендации и аргументы покажутся тебе здравыми, а мое мнение с тобой “зарезонирует”, то будет здорово, а если нет – убеждать не буду.

Итак, с учетом этих оговорок, как нужно браться за взаимные супружеские обиды?

Кто несет ответственность за твою обиду? Ты и только ты, о чем я писал в статье “Твоя обида – твоя вина”.

Кто несет ответственнось за то, чтобы тебе было хорошо в отношениях? Ты и только ты.

Твои проблемы в отношениях должен решать ты или кто-то другой? Опять же, ты и только ты.

Конечно, если ты считаешь, что следует обращаться к семейному психологу, не смею тебя отговоривать. Но в конечном счете любые твои проблемы в отношениях с людьми, неважно какие, можно свести к тем или иным аспектам твоего восприятия, мышления и реагирования.

Соответственно, конечной задачей любого рода работы с психологом тоже будет изменение твоего восприятия, мышления и реагирования. Вопрос лишь в скорости изменений и эффективности подхода.

Мой подход такой, что раз уж мое восприятие, мышление и реагирование происходит “у меня” и “внутри меня”, а не в пространстве другого человека, то и работать над этими вещами предстоит мне, а не другому человеку.

Иными словами, ключом к решению взаимных обид мужа и жены будет планомерная, параллельная и самостоятельная

работа обоих супругов над своими обидами. Если каждый из супругов будет работать со своими обидами в предлагаемом мной духе, взаимные обиды уйдут в прошлое очень быстро.

Источник: https://chinogid.ru/kommunikaciya/kak-stat-menee-obidchivoj.html

Как простить обиду? (с точки зрения православия). Обидчивость как форма проявления гордости

Обидчивость как форма проявления гордости. Обидчивость православие

Уже скоро — Прощеное воскресенье.

Как мы готовимся к нему? Один заглядывает внутрь себя и внимательно ищет ответ на трудный вопрос: «Кого я обидел?» Другой репетирует шаблонную фразу, которую скажет всем, кого встретит — из расчета, что лучше попросить прощения у каждого: «мало ли кого я случайно задел словом или делом». Кто из этих двоих прав? И как действительно простить человека, который нанес тебе обиду?

Мне кажется, что очень часто люди относятся к трудным проблемам легкомысленно, не понимая, что они действительно трудные, и на их решение требуется много времени и сил.

Принимают часто желаемое за действительное: «Я желаю простить, или я уже простил», но на самом деле сразу видно – простил, или не простил.

В этом легко самому убедиться, тут никаких не нужно прилагать особых усилий – достаточно мысленно представить себе, что ты подходишь к своему обидчику, и говоришь: «Прости меня». И он тебе отвечает: «И ты меня прости».

И тут вы падаете друг другу в объятья, и на душе праздник! Но если ты подходишь к обидчику и говоришь: «Прости меня», а он: «А ну, пошёл отсюда». Всколыхнётся у тебя в душе: «Ах, ты такой-сякой, я хотел тебе пойти навстречу, а ты …», значит – ты ничто не простил, просто занимаешься самообманом. Повторяю, легко принять желаемое за действительное.

Если ты молился, каялся, прикладывал столько духовных усилий, сколько нужно для того, чтобы простить, тогда ты чувствуешь, что даже если он тебе грубостью ответит на твоё тёплое к нему обращение, всё равно ничего не всколыхнётся, потому что сам себе скажешь: «Да, это я виноват, это значит, я его так сильно спровоцировал, что он до сих пор меня простить не может». Вот тогда ты, действительно, простил.

Мне посчастливилось быть знакомым с замечательным человеком: профессор, заведующий кафедрой, крупный учёный, автор нескольких монографий, физик Вячеслав Алексеевич Сапожников, и при этом – схимонах Ростислав. В сталинское время он получил десять лет, из них восемь лет провёл в «одиночке» в Ленинградских Крестах.

Кому доводилось бывать в тюрьме, тот может себе представить, что там никогда, даже в «одиночке», человек не бывает один. В тюрьме это делается совершенно сознательно – все затворы открываются и закрываются с лязгом, чтобы заключённые знали, что идут надзиратели, и чтобы надзиратели знали, что бежит заключённый, если он раздобыл ключи и бежит по этажам.

Кроме того, постоянно слышны крики, которые раздаются, когда людей ведут на допрос или на расстрел.

Так вот, он говорил: «Я благодарен Богу за эти восемь лет, потому что там я научился молиться».

Отец Ростислав рассказывал о том, как их водили на медосмотр. Можете себе представить: длиннющий тюремный коридор, я думаю, больше ста метров длиной, в одном конце коридора зэкам приказано раздеться догола, а в другом сидит врач. И эти зэки должны босиком из одного конца коридора бегом к врачу подбежать. Тот окинет взглядом – здоров, – беги обратно.

И поразительно, что отец Ростислав вспоминал об этом с какой-то легкой улыбкой, потому что если отрешиться от трагичности того, что происходило. Со стороны это, конечно, выглядело чуть-чуть комично: несчастные, истощённые заключённые шлепают босиком по этому коридору. Вот настолько он смог простить! Но для этого потребовались феноменальные усилия.

Простить обиду, ещё раз подчёркиваю, очень нелегко. Тут нужна ясно поставленная цель, что ты действительно хочешь простить.

Нужно отдавать себе отчёт, что ты будешь трудиться до результата, до тех пор, пока действительно обида полностью не отойдет от твоего сердца. Ты должен приложить усилия и сознавать, что результат – от Господа.

От нас – усердие, от нас – цель, от нас – целеустремлённость, от нас – труд, а результат – от Господа. А проверить себя, достиг ли ты результата или нет, совсем не трудно.

Рембрандт, “Блудный сын”, 1642 год

Если человек научится прощать обиды, то он сделает огромный рывок в духовной жизни. За такое усилие Господь увенчает его многими духовными дарами и, прежде всего, смирением, потому что надо смирить свою гордыню для того, чтобы простить.

А смирение – это, конечно, особый дар Божий, так что тот, кто не поленится и не «махнёт рукой» посреди пути, тот получит духовное вознаграждение от самого Господа Бога.

Потому что Господь говорит нам: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфей 6:14,15). А это страшно, если мы останемся не прощенными – какая печальная участь ждёт нас в Будущем веке!

Вспомним притчу о Немилосердном должнике. Помните Господина, которому должник был должен несметную сумму денег – десять тысяч талантов? Талант – это мера веса, подобная нашему пуду, только пуд – 16 кг, а талант – 26. Десять тысяч талантов – это двести шестьдесят тонн серебра! Трудно представить себе это сокровище, эту груду драгоценного металла весом двести шестьдесят тонн.

Я, например, никогда такое не видел и не увижу. Ясное дело, что эту сумму оплатить должник не мог, это несметные сокровища. А Господин его помиловал и отпустил, сказав, что «я всё тебе прощаю».

И этот должник, выйдя от Господина, который его избавил от страшной участи, увидел своего должника, который должен был ему сумму, по нашим меркам, вполне реальную, такую, которую каждый из нас в руках держал.

Он схватил его и стал требовать: «Отдай эти деньги!». Тот взмолился: «Ну, потерпи немножечко», примерно теми же словами, что этот должник немилосердный обращался к Господину, которому он должен был громадный долг: «Я через некоторое время тебе всё отдам».

Но тот его не помиловал, а схватил и отвел в темницу. Тогда приближённые Господина, узнав об этом, доложили ему.

Он вновь потребовал к себе этого должника и сказал: «Как же так? Я тебя помиловал, и неужели и тебе не надо было так же поступить?» И отдал его в темницу до тех пор, пока «всё не отдашь до последней копейки».

Здесь говорится о том, как дорого в итоге платит человек, который не прощает своим должникам, которые должны-то ему сущую ерунду… Пусть нам она кажется и большой суммой, но объективно это – ерунда по сравнению с тем долгом, который мы должны заплатить Господу, – нашей греховностью, нашим безразличием к Богу, нашим упорством в грехе.

Наш долг Господу – неоплатный, и Господь его нам прощает не потому, что мы его полностью искупили, а потому что Господь милостив, и Он ждёт и от нас хоть какой-то милости друг к другу. Если это так, то тогда и милость Божия будет нам сопутствовать, а если мы отказываемся прощать, то горе нам.

В Патерике описывается случай. Его герои: христиане первых веков христианства в период гонений– Саприкий, по-моему, он был пресвитером, и дьякон Никифор. И как-то лукавый между ними пробежал, и возникла обида между ними.

Саприкий попал к мучителям, его пытали, предали истязаниям, он столько перестрадал, но всё вытерпел. И когда его уже вели на казнь, Никифор, видя его близкий конец, умолял его: «Прости меня», а тот сказал: «Нет, я тебя не прощу».

И, уже подойдя к самому месту казни, где его ожидал близкий мученический венец, он вдруг отрёкся от Христа и попрал свою веру, попрал он весь свой подвиг, страдания. Благодать Божия оставила его, и он оказался человеком без благодати – слабым, и всего лишился.

Никифор же заявил, что он – христианин, был казнён, и стал мучеником. То есть в очах Божиих он совершил такой поступок, за который Сам Господь его вознаградил.

Этот случай говорит о том, как важно прощать друг друга.

Посмотрите, какая слабость была проявлена этим сильным человеком: Саприкий выдержал пытки, мучительные, страшные, а в последнюю минуту сломался, потому что не смог простить, не захотел, вернее, простить.

Как они могли друг другу навредить, об этом не говорится, но, ясное дело, что даже если Никифор его и очень обидел, но потом же просил у него прощения, почему же не простить, да ещё в последнюю минуту?

Прощение обид – это спасительный якорь.

Господь попускает нам такие обиды, а они действительно мучительные подчас, жжёт, и лукавый тут как тут, подсыпает соль на раны и вкладывает какие-то постоянные мысли, которые у тебя крутятся, что, «мол, как он мог, как он меня обидел, и я так страдаю, переживаю, а он! И надо было сказать ему так или вот так, и если бы я сказал так…» И ничего от этих мыслей не происходит. И этот губительный, порочный мысленный круг, такая мысленная воронка, в которую лукавый сознательно вгоняет наши мысли, просто выматывает, обессиливает. Она лишает человека и покоя, и бодрости. Силы уходят как в песок.

Можно ничего не делать, никому ничего не говорить, а сосредоточенно гонять эти бесплодные, иссушающие мысли по замкнутому кругу. И вырваться из него можно, только если ты действительно поймёшь, что не простить нельзя – «или – или».

Или ты, приложив все усилия, столько, сколько нужно, чтобы достичь результата, победишь свой грех, или грех безо всяких усилий победит тебя. Но это и к любому другому греху относится.

Чтобы грех победить, нужны усилия, а если с грехом не бороться, не прикладывать усилий, то грех победит, растопчет, лишит радости жизни, бодрости, загонит тебя в изоляцию, и очень скоро ты потеряешь то, что имел. И можешь, как Саприкий, лишиться даже спасения души.

Господь дарует нам пост как особую благодатную возможность очистить свою душу от всяких грехов. Мы Великим постом читаем молитву, она всем хорошо известна.

Я ее всю повторять не буду, но в ней есть такие слова: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» (молитва святого Ефрема Сирина). Эти слова нам нужно повторять регулярно.

Не дай Бог, если какая-то обида зародится в душе и даст свои губительные ростки.

Еще хочу сказать, что существует такое присловие, оно абсолютно бездуховное: не согрешишь – не покаешься. Это ложь, надо жить так и каяться так, чтобы не грешить. То, что ты можешь согрешить, – это очевидно, то, что ты можешь обидеться, – это очевидно. Надо вымаливать у Господа сил не обижаться. Тогда никакая обида не сможет укорениться в твоей душе.

У Гоголя в «Мертвых душах» есть отрывок, где он разбирает заковыристые русские фамилии, одна фамилия – Доезжай-не-доедешь. Так вот, у каждого христианина должна быть фамилия – Доставай-не-достанешь.

Протоиерей Александр Ильяшенко
Записали Тамара Амелина и Петр Каминский
Православие и Мир

Просмотрено (367) раз

На исповеди желающих причаститься обязательно спрашивает священник, не держат ли они на кого-то обиду. В словах «Последования ко Святому Причащению» также есть указание на то, что перед тем, как принять Святые Дары, примирись с теми, кто тебя опечалил, то есть избавься от греха обиды.

Механизм воздействия

Обида — действительно разрушающий грех. Он негативно влияет как на обидчика, так и на обидчивого. Все начинается с того, что человеку кажется, что с ним поступили нехорошо, грубо, что он заслужил лучшего к себе отношения и так далее.

Человек попадается в сеть этого греха из-за склонности к гордости. Вот я такой хороший, как он мог меня обидеть? Я не заслужил такого отношения к себе! Все, прекращаю с ним общение!

Пока вы так думаете, бесы аплодируют своей идеальной работе и придумывают план усугубления. Тогда грех обиды переходит на более «высокий» уровень.

Например, месть. Тебе сделали больно, зачем терпеть? Сказали что-то острое — отвечай той же монетой, «опозорили при всех» — уйди с трибуны, гордо задрав голову, ударили — разве у тебя тоже нет кулаков? Раньше как-то похоже и было: око за око, зуб за зуб.

Сам Спаситель подает пример смирения и терпения

Но в мир пришел Спаситель и все изменил. Он, безгрешный, принял казнь за грехи всего Мира, Сын Бога умер, как последний разбойник.

И даже тогда, когда Христа распяли, он молился за своих обидчиков: прости им, Отец, потому что не знают, что творят.
Христос пришел в мир с совершенно «дикими» для того времени идеями.

Если раньше действовали принципы «зуб за зуб», то Иисус учил бьющему в одну щеку подставлять другую. Он — пример совершенных любви и смирения.

Вопрос в точку задает протоиерей Александр Ильяшенко: можете ли вы представить себе обиженного Христа либо обиженную Пресвятую Богородицу? Звучит как нонсенс?

Правильно, потому что это чувство не присуще Богу (так как Он не имеет никаких пороков) и не было заложено в человеке от природы. В истории человечества грех обиды (как и пороки вообще) появился лишь тогда, когда прародители преступили заповедь.
Воплощение Спасителя многое изменило в греховном мире и показало человечеству пример святости, дало надежду на спасение и жизнь со Христом.

Многие святые также претерпевали незаслуженные обиды. Для чего? Они шли путем Спасителя, шлифовали свои терпение и смирение, очищались скорбями. Сам Христос называет блаженными тех, кто будет терпеть поношения, изгнания, клевету ради Господа. Место таковых на небесах.

Если раньше люди думали о мести, то сегодня христиане просят Бога о преодолении греха обиды и молятся (!) за тех, кто причинил им боль.

Прости меня, брат, или Как избавиться от греха обиды

Когда приходят истинные смирение, любовь и терпение, то человек искренне, с распростертыми объятиями принимает того, кто преподнес ему урок смирения и прощения. Лукавые духи скрежещут от злости.

Есть даже притча о двух монахах, которые поссорились. Высказали друг другу весь негатив, вылили всю грязь. Бес еле успевает писать. Заполнил каракулями все стены, потолок, пол, места не осталось — начал писать на пузе. Старается, спешит… Но монахи вовремя спохватились. Один сказал: «Прости меня, брат». Второй ответил «Бог простит! И меня». Все написанное исчезло.

Избавление от обиды приносит пользу как для духовного здоровья человека, так и для физического. Ученые выявили, что затаенные обиды провоцируют образование раковых опухолей. Так что обида разрушает человека изнутри, а избавление от такого греха — очищает человека, освобождает пространство в сердце для принятия Христа.

Как избавиться от греха обиды? Совет очень прост в восприятии, но сложен в исполнении. Не надейся на себя. Молись. Проси Бога помочь тебе и обидевшему тебя. Не разрушай себя и другого, а созидай — любовь, терпение, смирение, человеческие отношения и мир душевный.

Забирай себе, расскажи друзьям!

Источник: https://moscsp.ru/kak-prostit-obidu-s-tochki-zreniya-pravoslaviya-obidchivost-kak-forma.html

Обидчивость как форма проявления гордости

Обидчивость как форма проявления гордости. Обидчивость православие

«Я не знаю, как убрать обидчивость. Я обижаюсь даже на чужих людей, которые меня в чём-то подвели. По этой же причине нет отношений с мужчинами.

Даже если на работе я поругалась с сотрудником, я это запомню и буду мстить. Хотя я считаю себя в целом полностью добрым и светлым человеком. Светлана».

Так начинает свою тему для обсуждения участница сайта woman.ru.

Кто из нас не сталкивался с обидой?

(В работе использованы материалы статьи Н. И.  Позднякова  «Обидчивость как форма проявления гордости»)

Люди переживают обиды по-разному — с гневом, с плачем, молчаливо

Состояние обиды люди переносят по-разному. Общее же для всех — это обострённая реакция на несправедливость в первое время. Далее следует шквал гнева, раздражения, злобы и иных чувств.

В первое время обидчик становится страшным личным врагом, а ущерб от причинённой обиды кажется неповторимым.

При этом один человек может разгневаться, другой заплачет, а третий промолчит. Если же сказать проще, то каждый человек разжигает себя как может.

В этом и состоит милость Божия, ведь если все наши переживания зависли только от обидчика, мы бы не смогли преодолеть своё аномальное состояние от обиды.

Обида. Ильдюков Олег. 2008 год. Самосожаление — это одна из причин обидчивости

Когда человек «перегорит», наступает второй этап переживания. Здесь обиженный начинает работать рассудком и воздвигает целую систему самооправданий. Она направлена на усиление осуждения обидчика.

В духовном плане она не менее опасна, чем первичный шок. У обиженного человека возникает душевный дискомфорт, при этом негативные воспоминания и впечатления хранятся у него долго.

Отцы Церкви отмечают, что причины обидчивости — в укоренившемся и скрываемом комплексе неполноценности.

Такой комплекс — это искажённая оценка самого себя. Человек с таким комплексом обычно эгоист и он позволяет своей обиде заслонить весь мир. Он занимается самосожалением, а самосожаление — это одна из причин обидчивости.

Гордость — коварное и многоликое чувство

При обиде наиболее сильное чувство возникает в том случае, когда с человеком поступили несправедливо. При этом особенно сильно может заявить о себе самолюбие, ущемлённая гордость и осуждение обидчика.

Для людей, ведущих духовную жизнь эти чувства уже неприемлемы, при этом грехопадение человека может продолжится. Дело в том, что малый грех тянет за собой большой: гордыня рождает обидчивость, обиды порождают злопамятность, а та, в свою очередь, переходит в мнительность.

Преподобный Авва Дорофей. Фреска. Авва Дорофей призывал удерживать в себе злость

Таким образом, гордыня может породить снежный ком различных грехов, а «инструментом» такого процесса выступит обыкновенная обидчивость. Кстати, можно заметить обратную связь различных греховных чувств в быту.

Завидующие люди легко обижаются по любому поводу, на того, кому завидуют. В народе же говорят: «кто завидлив», тот обидчив.

Высшая же степень гордыни — устойчивое нежелание простить обиды. Она проявляется в том, что обиженный упорно отказывается общаться со своим обидчиком, хотя уже сама причина обиды ликвидирована. Авва Дорофей говорил:

«… Удерживая в себе злость, мы не только разрушаем молитву — мы делаем её оскорбительной для Бога, превращаем её в грех».

Обида — это совокупность нескольких грехов

Если сделать небольшие выводы, то можно однозначно сказать, что обида — это грех. Длительное состояние обиды представляет собой совокупность гордости, осуждения, злопамятности (иногда и мстительности), злословия, клеветы, зависти и уныния.

Обиженный человек уже на факте своей обиды строит доказательства своей правоты, при этом он ещё и обвиняет во всех грехах обидевшего его. Изменить его мнение в данном случае может только Божия помощь и работа совести.

Семь смертных грехов и четыре последние вещи. Иероним Босх. 1475-1480 годы. Обида, как проявление гордыни, входит в перечень семи смертных грехов

Если представить понятие обиды в виде формулы, то она будет следующей: обида = гордость + осуждение.

Таким образом, обидчивость как форма проявления гордости, даёт парадоксальный результат: даже обида, порождённая явной несправедливостью, может породить у обиженного человека целый комплекс грехов. Об обиде Христос говорит так:

«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

Даже просить о прощении собственных грехов нельзя, до тех пор, пока мы сами не оставим свои претензии к другим. Дело в том, что судить человек человека не может. Это делает только Бог.

Пока человек считает обиду «справедливой», он не может просить Господа ни о чём.

Православие ставит жёсткие условия при обращении к Господу с молитвой. В состоянии упорствующей обиды в душе нельзя не то что причащаться, но и даже готовиться к причастию. Также запрещено в таком состоянии читать молитвы ко святому Причастию.

Эти молитвы предваряют слова «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим» (первое, что сделай перед Причастием, — прости тем, кто тебя обидел). Поэтому, если священник в церкви не допустит человека, одержимого обидой к Причастию, он сделает абсолютно правильно.

Для борьбы с обидчивостью необходимо знать причины появления обид

Верующие часто спрашивают: как бороться с ранимостью? Преодоление обид и излечение обидчивости возможно только с Божией помощью, при этом необходимо знать причины возникновения обид. Среди наиболее распространённых из них можно назвать:

  • предательство, измену и коварство;
  • издевательства, насмешки, клевета;
  • обида на замечание и поучение;
  • проявление пренебрежения, презрения;
  • отсутствие меры, бесцеремонность;
  • эгоизм и себялюбие;
  • неблагодарность;
  • нарушение обязательств и отказ в просьбе;
  • непонимание, нечуткость;
  • разность мнений и убеждений;
  • непризнание авторитета и лидерства.

Брйгель. Гордость. Гравюра. Для своенравных людей характерна демоническая гордость. Непризнание окружающими их власти таких людей обижает

Отдельно стоит отметить такую причину появления обид как непризнание лидерства, старшинства и авторитета. Своенравные люди обычно любят видеть, как действует власть и как они принуждают других поступать согласно своей воле.

Чаще всего такие люди лидеры сомнительные и авторитет их дутый. Если же они видят, что им не подчиняются, они дико обижаются.

Обида может возникнуть у лидера, если ему не подчиняются.

Зачастую в этом случае человек становиться тираном, диктатором. Это демонская гордыня. Ответ Господа на эту ситуацию таков:

«Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».
Гордость, деталь колонны в Венеции. Для горделивых людей также характерна обидчивость по отношению к зависимых от них лицам, если они отказываются от опеки со стороны такого влиятельного лица

Отказ от помощи ещё одна из распространенных причин обиды. Здесь тоже присутствуют отношения подчинённого и руководителя.

Когда человек отказывается от опеки, его бывший или действующий начальник из гордости и самолюбия может обидеться. В Священном Писании об этом говориться так:

«пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

То есть, если есть желание помочь, нужно это делать и не ожидать благодарности или обижаться на отказ в помощи.

На обижаемого тоже обижаются

Существует и ситуация, когда обижаются на обиженного человека. Обида на обижаемого — это редкий, но точный признак гордости.

Здесь обида возникает на реакцию обиженного нами человека. Кроме того, это пример взаимной обиды. Из-за этого бороться с ней становится ещё тяжелее.

Антоша Юродивый на станции Черемхово. 1900 год. Обида на обижаемого — достаточно редкий вид обиды. Обычно она возникает по отношению слабых: больных, немощных и т.д.

Те, кого обижают морально сильнее, а этого обидчик не может простить и сам обижается на обижаемого им

Мы делаем другим замечания и если видим, что такие люди морально выше нас, сами обижаемся на них.

Здесь нужно было бы радоваться, что Господь послал нам такого человека, но гордыня нам сделать это не позволяет.

Человек, находящийся в состоянии обиды на обиженного, часто не может себе объяснить, что же тот ему сделал. Зачастую его агрессия при этом направлена на тех, кто слабее его: больных, женщин, подчинённых.

Обидчивость можно победить сложной духовной работой и обращением к Богу

При борьбе с обидчивостью Отцы Церкви предлагают следующий путь:

  1. Молитвенное обращение к Богу за помощью.
  2. Искоренение своих грехов и недостатков.
  3. Духовная работа над тем, чтобы быть доброжелательным по отношению к другим людям.
  4. Активное противодействие злу добром.
  5. Помощь обидчику в устранении его острой нуждыэ
  6. Молитвенное обращение к Богу за телесное и духовное здравие обидчика и его успехи в богоугодных делах.

Покаяние. «Покаяние Панек Илья». Божья помощь, которую можно получить через раскаяние и молитву — залог победы над обидчивостью

Когда мы говорим друг другу неприятные слова, это уже грех, а обида, возникающая при этом — ропот на Господа. Ропот приводи к поруганию образа Божия как в самом себе, так и обидчике.

При этом такое поругание часто касается близкого человека. Отсюда страшная нравственная тяжесть и поэтому долг христианина не доводить дело до обид.

Лучше не замечать, что сказал в ответ тот или иной человек. Нужно просить прощение у того, кого вы обидели и самому прощать обиды.

При этом можно сказать много слов, но преодолению обид способствует только обращение за помощью Божией. Только молитва и покаяние способно излечить человека от греха гордыни и обидчивости и помочь попасть в Царство Небесное.

Источник: https://hranitel.club/531-obidchivost-kak-forma-proyavleniya-gordosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.