Культ Афродиты — жрицы любви

Храм Афродиты на Кипре

Культ Афродиты — жрицы любви

В Древней Греции и на Кипре почитали олимпийских богов. В состав 12 самых «почетных» богов Олимпа входила и самая прекрасная из богинь – Афродита.

Древняя легенда гласит, что белоснежная пена, которая образовалась из семени и крови бога Урана, попавших в морскую воду и смешавшись с нею, была принесена легким ветерком к берегам Кипра с острова Кифера.

Имя Афродиты и переводится, как «пенорожденная» (от греческого «афрос», что означает «пена»).

Культ Афродиты

Афродита была одной из самых почитаемых в Древней Греции богинь. Ей поклонялись, в ее честь возводили величественные храмы, о ней слагали стихи и поэмы, устраивали праздники и придумывали обряды. Сколько на самом деле в мире святилищ Афродиты – сейчас никому не известно, однако некоторые из них сохранились до наших дней.

Храм в Афродосии (Турция), в Александрии (Египет), в Акрополе (Греция). Местом массового паломничества в древности являлся Храм Афродиты на Кипре: сегодня его руинынаходятся в 15 километрах от города Пафос, в деревне Куклия.

Те, кто интересуется историей или читал роман Ивана Ефремова «Таис Афинская», наверняка вспомнит, что по приезду на Кипр известная гетера посетила это древнее святилище.

Пафос на Кипре – город с древней историей и тесно связан с греческой богиней. Классическая Афродита почиталась, как символ Любви, Молодости, Весны и Плодородия.

Культ Афродиты был позаимствован из аккатской мифологии, где богиней плотской любви, плодородия, а также войны и распрей являлась Иштар.

На Кипре Афродите стали поклоняться примерно в XV-XVI веках до нашей эры, хотя Храм в Пафосе был построен намного раньше – в XII столетии до н.э.

Надо признать, что почиталась богиня в древности своеобразным образом: сегодня эти действия признали бы, как минимум, развратными и даже преступными.

Однако раньше люди стекались на Кипр тысячами, чтобы поучаствовать в праздниках и обрядах, совершаемых в честь златокудрой богини.

Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии – иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.

Обряды по имя богини

Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под открытым небом предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой.

В этом смысле красавицам «везло» больше: они быстро совершали этот странный обряд. А вот менее симпатичным девушкам и дурнушкам приходилось туго: они могли месяцами ожидать «кавалера», пока к ним кто-нибудь присмотрится.

Сей обряд лишь маленькая и самая безобидная толика в массе необузданных сексуальных оргий, которые описывались историками и литераторами в честь богини Афродиты. Например, девушка перед тем, как выйти замуж, проходила обряд лишения невинности именно в Храме.

Причем совершить «священный ритуал» девственница должна была отнюдь не со своим избранником, а с незнакомцем, первым попавшимся, кто захочет ею овладеть. Так, девушка жертвовала своей девственностью во имя Великой Богини, которая тут же брала ее под свою защиту.

Примечательно, что при Храме существовала особая каста женщин – жрицы Любви, сексуальная связь с которыми считалась особым почетом, ибо они олицетворяли Богиню и ее плоть здесь, на Земле. Их называли «девами» или «святыми», а их ремесло – «священной проституцией».

Стать жрицей Любви было очень престижно. Богатые родители отдавали целые состояния за то, чтобы их дочери обучались искусству обольщения и сексуальной раскрепощенности у Великолепных Гетер.

Между прочим, они славились на весь мир и ценились на вес золота, ведь их отличало не только умение доставить неземное сексуальное наслаждение, но и поймать психологическое состояние партнера, заставить его уйти от проблем или подойти к ним совершенно с другой стороны.

Это список можно было бы продолжать, но факт остается фактом – Гетеры были очень умными и образованными женщинами.

Храм Афродиты: от величия до упадка

Что представляло собой древнее святилище? Это было сооружение размерами примерно 20 на 50 метров, вход в который был обращен в сторону рождения Афродиты. В центре Храма возвышался высокий каменный фаллос, как символ Вечной Жизни, а в глубине помещения размещались алтари.

Все пространство Храма, называемое теменос, огораживали высокие стены из гладкого камня.

Повсюду были изображения людей, мифических существ и животных, которые предавались плотским утехам: женщины-кентавры совокуплялись с жеребцами, козы с сатирами, наяды с оленями – все живое было объято одной необузданной страстью.

Была и оборотная сторона медали. Прихожанки молились в Храме: каждая приходила со своей собственной статуэткой Богини. В основном это были небольшие фигурки, выполненные кустарным способом.

Поставив статуэтку на алтарь, прихожанка усыпала его лепестками роз и молилась, загадывая желание. Считалось, что каждое из них точно исполнится, если сжечь зерно благовоний.

Женщина хранила всю жизнь фигурку Богини, а когда умирала, в гроб помещали сокровенную статуэтку, чтобы охранять усопшую и ее могилу.

Где-то в IV столетии нашей эры Храм пришел в упадок. Это было связано частично с землетрясениями, а частично с распространением христианства, которое привнесло в общество более жесткие нормы морали. Многие обряды и ритуалы были по закону запрещены.

Храм в Куклии был обнаружен в 1887 году. Тогда археологи раскопали уникальные артефакты, которые сегодня представляют огромную историческую ценность. Среди них:

  • Глиняный саркофаг;
  • Керамические и медные изделия;
  • Статуэтки.

Кстати, на некоторых предметах ученые обнаружили сцены из знаменитой «Одиссеи» и «Иллиады». Теперь эти артефакты являются достойным украшением музеев Пафоса, Лондона и Нью-Йорка.

Сегодня Храм Афродиты в Куклии – это лишь руины древнего святилища. Но по оставшимся фрагментам постройки можно судить, какое это было грандиозное сооружение. Великий Гомер описывал его в своих произведениях, а также многие события, которые были связаны с именем прекрасной богини.

Представьте только на секунду, что прямо сегодня или завтра вы можете все это увидеть собственными глазами и даже запечатлеть на фотоснимках. Посетив остров Кипр, только абсолютно равнодушный человек останется не тронут фрагментами Истории, которая оставила их для современника в очень приличном виде. О, Афродита, мы готовы к встрече с тобой!

Специально для Лилия-Тревел.РУ – Анна Лазарева

Источник: https://liliya-travel.ru/kipr/dostoprimechatelnosti/xram-afrodityi-na-kipre.html

Гетеры — античные куртизанки | Древний мир | Багира Гуру

Культ Афродиты — жрицы любви

Известно, что проститутки считаются представительницами «древнейшей профессии», но ни в одном историческом источнике не указано, когда же именно возникло это ремесло, при каких условиях, какими потребностями общества оно вызывалось.

Классификация «жриц любви»

По мнению современных учёных, Греция была страной куртизанок. Один из семи греческих мудрецов — великий Солон — первым из аттических законодателей понял, что преступление можно победить пороком.

С этой целью в Афинах был возведён храм Доступной Афродиты, а в Спарте установили статую знаменитой жрицы любви Коттины. Греки разделяли проституток на четыре класса.

Первый, самый низший, так называемые авлетриды, или «играющие на флейте» — это баядерки из Индии, египетские танцовщицы, цыганки из Скифии, которых обычно приглашали в знатные дома, где они развлекали гостей игрой на музыкальных инструментах, пением и танцами.

«Интимные знакомые», иначе говоря, содержанки — женщины, с которыми мужчины поддерживали довольно продолжительную любовную связь, образовывали второй класс. Третий класс включал в себя фавориток — любовниц царей, принцев и знати. В четвёртый класс входили женщины-философы, такие как Леонтия, Сапфо и Аспасия.

Среди фавориток особой статьёй выделялись гетеры. Как правило, это были утончённые и образованные дамы из «высшего света», занимавшиеся своим ремеслом под личиной благопристойности и интеллектуальных развлечений.

Гетеры уже по своему названию (от греческого «друг, товарищ») были призваны стать подругами самых выдающихся и самых известных людей — учёных, поэтов, философов, художников, литераторов, видных военачальников. Они славились не только своей красотой, но и богатством.

Отношения гетер с их знаменитыми покровителями считались достоянием всего общества, и поэтому никто не смел ни осуждать их, ни препятствовать им в их ремесле. Чересчур ревностный хранитель чужой нравственности мог быть подвергнут остракизму.

Путь греческой гетеры

Такой категорией куртизанок, как гетеры, кроме Греции, может похвастаться только Франция, но даже и в этой «столице любви» их было всего две — Марион Далорм и Нинон де Ланкло. Гетеры далеко ушли от обычных проституток.

По утверждению автора книги «Празднества куртизанок в Греции»: «Обыкновенные проститутки умеют лишь играть на чувственных струнах человека, они могут мгновенно воспламенить мужчину, вызвать в нём обманчивое опьянение эфемерной, скоропалительной страстью». Гетеры отличались страстностью, обаянием, блестящим умом, начитанностью и образованностью.

Благодаря этим высоким качествам гетеры были очень популярными женщинами не только в своей стране, но и за её пределами. Жители Коринфа, например, практически обожествляли гетер.

Коринфяне, всерьёз озабоченные славой своего города как эпицентра разврата, сотнями скупали красивых девочек на всем архипелаге и превращали их в проституток, едва они достигали четырнадцатилетнего возраста. Коринфяне утверждали, что вышедшая из морской пены Афродита первый свой взор обратила именно на их «цитадель греха».

Куртизанки этого полиса целиком посвящали себя культу Афродиты и приносили на её алтарь часть своих доходов от продажной любви. Но, несмотря на культ древнейшей профессии, стать гетерой было непросто.

Прежде всего, начинающая куртизанка должна была добыть первоначальный капитал, чтобы окружить себя достаточной роскошью — ведь ей нужно было заполучить в свой салон как можно больше известных людей, представителей высшей аристократии, обладающих при этом достаточно высоким интеллектом — художников, поэтов, философов.

Только так она могла добиться желанного могущества и даже политической власти. Таким был обычный путь любой гетеры, если она хотела занять достойное место в истории. И для достижения этой цели все средства были хороши. Гетеры широко пользовались своей непревзойдённой чувственностью, гибкостью ума, изящными манерами и утончённой роскошью будуара. Они точно умели рассчитывать дозировку благовоний и возбуждающих ароматов. Гетеры представляли собой разительный контраст с домашней, привычной простотой, обыденностью и невежеством всех греческих жён. Жена — это дети и уютный семейный очаг, а гетера — блистательный светский мир, яркая компания великих умов, страстность и новизна.

Эта двойственность наложила свой отпечаток на образ жизни в Греции.

Такой порядок вещей был заведен со времён великого полководца и правителя Перикла, бывшего горячим сторонником куртизанок и ярым приверженцем незаконной любви.

Он даже заразил собственным примером таких своих великих современников, как Софокл, Эврипид, Аристофан, Фидий и Аристотель, не считая множества других, менее известных.

Общественная жизнь гетер

Гетеры нередко служили натурщицами, позируя обнажёнными великим художникам и скульпторам. Кроме того, они первыми приветствовали видных поэтов и драматургов в театрах и ораторов в академиях.

Они обязательно присутствовали на любых праздниках, украшая собой религиозные и светские церемонии и военные парады. В Афинах гетеры постоянно жили в знаменитом квартале Керамик, названном в честь Керама, сына Бахуса и Ариадны.

Там, под сенью роскошных садов, они яростно критиковали одних политических деятелей или же людей искусства, превозносили до небес других, создавая таким образом общественное мнение.

На прогулки они выезжали на роскошных колесницах, закутанные в пёстрые накидки из дорогих восточных тканей, блистая своей красотой и грацией, ослепляя блеском драгоценных камней и украшений, царственные, надменные, истинные повелительницы преданного им афинского народа.

Общественная роль куртизанок неоднозначна. С одной стороны, своим оригинальным и тонким умом они облагораживали вкусы людей, способствовали развитию науки, литературы и искусства.

И вместе с тем именно гетеры зачастую становились причиной развратных кутежей, мотовства и поразительных безумств. Под их влиянием портились нравы, падала общественная мораль, развращались души.

Перед их чарами оказывались бессильными все — поэты, философы, отважные полководцы и даже цари. Гетеры всегда удивительно умели воспользоваться громкими именами своих покровителей и получить право на часть их бессмертия в истории.

Философы утверждают, что любовь всегда оказывала на людей огромное влияние, но никогда сила такого влияния не проявлялась с таким деспотизмом и с такой беспощадностью, когда предметом любви становилась одна из великих жриц богини Афродиты.

Журнал: Тайны 20-го века №38, август 2007 года Рубрика: Мифы Древней Греции

Марина Стигнеева

культ, Тайны 20 века, античность, любовь, гетера, куртизанка, Афродита, проституция

Вход

Источник: https://www.bagira.guru/antiquity/getery-antichnye-kurtizanki.html

Где находится храм греческой богини любви

Святилище расположено в окрестностях населенного пункта Куклия. На этой территории в древности возвышался Старый Пафос, по легенде, основанный мифическим критским царем Киниром. Современный город находится в 12 км от деревни, по пути из Лимассола.

История создания, развития и разрушения

Святилище Афродиты в старинном городе Пафос (Кипр) было возведено в XII ст. до н.э. Оно представляло собой огороженную площадку, размером 20ˣ50 м. Внутри нее располагались алтари и другие культовые сооружения.

Сильное землетрясение, произошедшее в 77 г, практически полностью стерло святилище с лица земли. Однако на его месте римляне возвели новый храм Афродиты, ставший более величественным. Он располагал просторной площадкой, в центре которой возвышался черный фаллический камень, выступавший в качестве главного алтаря. Его высота составляла 1,2 м.

Эра поклонения богине плодородия закончилась принятием в 313 г римским императором Феодосием закона о равенстве всех религий. Одновременно правитель отменил язычество.

Храм потерял свое значение, и его стены опустели. Со временем культовое сооружение было разрушено многочисленными землетрясениями.

То, что осталось от него, местные жители использовали, как материал для строительства своих домов.

Культ Афродиты и любовные обряды

Вначале богиня почиталась, как Мать. Затем культ сильно видоизменился, впитав в себя многое из аккатской мифологии. Имя Афродиты уже связывали с такими понятиями, как плотская любовь, молодость и плодородие.

Каждую весну на территории храма проводились культовые обряды, посвященные богине. Они назывались Афродисии. Это были своеобразные жертвоприношения, в которых участвовали мужчины и женщины. Они представляли собой сексуальные оргии, символизирующие акт слияния Кинира с Великой богиней.

Женщины, выполнявшие роль жриц, хотя бы раз в жизни должны были вступить за деньги в сексуальную связь с незнакомым мужчиной. Отказ от участия в Афродисиях влек за собой лишение жизни. Сегодня такие обряды сочли бы слишком раскрепощенными и даже преступными. Эта традиция была забыта с приходом в Грецию христианства.

Храм Афродиты сегодня

Сооружение практически полностью лежит в руинах. До нашего времени сохранился лишь фундамент и отдельные фрагменты зданий. Несмотря на это, место является важным архитектурным памятником Греции, привлекающим множество туристов.

Находки археологов

С 1887 г и до сегодняшнего дня на месте древнего святилища проводятся археологические раскопки. За более чем 130 лет было найдено множество статуэток для поклонения, керамических и медных изделий, предметов культа и утвари.

В 2006 г археологи нашли на территории святилища глиняный саркофаг, датированный V ст. до н. э. Он украшен изображениями сцен из «Одиссея» и «Илиады». Его поверхность покрывает искусная резьба и разноцветная роспись.

Музей Палео

В 2-х шагах от святилища, в отреставрированной усадьбе La Covocle, принадлежавшей французскому феодальному роду Лузиньянов, расположен музей. В его стенах хранятся важные археологические находки, обнаруженные на территории древнего Пафоса.

Главные экспонаты:

  1. Черный камень в виде фаллоса – объект поклонения богине плодородия.
  2. Глиняный саркофаг.
  3. Фрагмент мозаики «Леда и лебедь». Его копия находится во дворе здания, а оригинал – в стенах музея.
  4. Стелы с кипрскими письменами.
  5. Древняя ванна, использовавшаяся для купания.

Полезная информация:

Адрес музеяGeorgiou Griva Digeni 1, Куклия, Кипр
График работы
  • с сентября по май: с 08:00 до 17:00;
  • летом: с 08:00 до 19:30;
  • без выходных.
Стоимость входного билета
  • взрослые – 4,50 €;
  • дети до 16 лет – бесплатно.

Как добраться до руин святилища

До критской достопримечательности не ходят автобусы. Туристам приходится добираться до нее самостоятельно: на арендованном авто или такси. При желании посетить это место можно в составе организованной экскурсии.

Рекомендации туристу:

  1. Ехать на руины лучше в прохладную и облачную погоду. В жару осматривать культовое сооружение, расположенное прямо под открытым небом, будет трудно.
  2. Чтобы не получить тепловой удар, с собой на экскурсию нужно взять головной убор. На территории нет деревьев и тени.
  3. Путешественникам пригодится удобная обувь, та как придется ходить по каменистой местности.
  4. Ближайшая к археологическому парку остановка общественного транспорта расположена в 1 км, на повороте в деревню Куклия. Добраться до нее можно от порта – на маршруте №631 или от центра Пафоса – на автобусе №326. Стоимость проезда – 2 €.

Источник: https://CyprusLife.today/cyprus/pafos/hram-afrodity

Культ Афродиты: духовная битва продолжается

Культ Афродиты — жрицы любви

Битва за души людей, полем боя которой является сердце человека, идет до сих пор. День за днем туристические автобусы и арендованные авто приезжают к известным на весь мир камням в Petra Tou Romiou и в расположенную по соседству деревню Куклия (Kouklia).

Всего несколько километров разделяют легендарное место, куда Афродита согласно легенде причалила на половинке раковины, и центр древнего города Палеа-Пафос: миф и история волшебным образом соприкасаются. Здесь располагалось самое известное в средиземноморье капище, посвященное Афродите.

Рядом возвышается древний православный храм Панагии Католики, посвященный Божией Матери. Это и есть внешнее свидетельство противоборства добра и зла, света и тьмы, борьбы, которая невидимо касается сердца каждого туриста, ступающего на эту древнюю землю.

Petra Tou Romiou

«Камень римлянина» — так переводится на русский греческое название. Одно из красивейших мест на земле (точка B на карте). Кисть великого художника тонкими мазками изображает волшебные рассветы, живописные закаты и три камня на фоне небесного цвета моря.

Согласно древней легенде, могучий воин-великан Дигенис Акрит, охраняя остров от вражеских набегов с моря, швырнул огромный камень и потопил корабль неприятеля. Каменная глыба так и осталась лежать у берега моря.

Другая легенда утверждает, что именно здесь и ступила нога Афродиты — «пенорожденной» богини, с которой у многих связано столь много романтических ассоциаций.

Однако романтика заканчивается, как только начинаешь читать древнегреческие мифы, повествующие историю рождения богини.

Здесь и злобные циклопы, заточенные отцом под землю, и мать, натравливающая сына против отца, сын, отсекающий отцу гениталии… Хватит?

Вместо любящего Бога Отца, ради людей благословившего Сына на лютую смерть на Кресте, люди выбирали жестоких богов, воевавших друг с другом, утопавших в интригах и грязных склоках.

В чем же причина? Коснемся этого позднее, а пока поднимемся чуть выше от морского берега — туда, где когда-то располагался древний город Палеа-Пафос, а сегодня находится деревня Куклия (точка С на карте).

Куклия (Kouklia)

В центре деревни, куда легко добраться по указателям, вход в музей под открытым небом. Цена билета — €3,40 (понедельник-воскресенье с 08:30 до 17:00).

В древности греки очень хорошо разбирались в искусстве и вообще ценили прекрасное. Место выбрано идеально: с ровной и плоской вершины холма открывается замечательный вид на море и окрестности. И сегодня это вид захватывает дух, его не портят ни современные виллы, ни огромные ветряки горной электростанции.

Центром древнего города было капище (храм) богини Афродиты. Капище представляло собой площадку, огороженную с четырех сторон высокой каменной стеной, сложенной из тесаного камня. Слева от центральной дорожки видны остатки грандиозного для той поры сооружения.

Первые упоминания о капище относятся к XII веку до РХ. Несколько всемирно известных мифов связано с этим местом.

Несчастный Пигмалион, бывший кипрским правителем, безнадежно влюбился в Афродиту. Он сотворил статую, которую оживила богиня, тронутая чувством Пигмалиона. Так появилась на свет Галатея. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери — Пафо и Метарма. По некоторым источникам, они стали жрицами культа Афродиты. В честь Пафо Пигмалион назвал город, носящий это имя до сих пор.

С утверждением религиозного культа в Палеа-Пафосе появляется войско под предводительством Кинира – представителя одной из знатных сирийских династий.

Кинир женится на Метарме – верховной жрице Афродиты, дочери Пигмалиона и, используя статус своей жены, становится правителем Палеа-Пафоса. Именно Кинир возводит храм Афродиты, став одновременно царем и верховным жрецом культа Афродиты.

Палеа-Пафос же становится столицей Кипра и одним из религиозных центров всего Средиземноморья.

Справа от дорожки можно увидеть фундамент дома жреца, который относится к более позднему историческому периоду (I век).

Символ божества для поклонения

Мы идем дальше – в сторону линии горизонта. Перед нами вход в средневековое поместье эпохи Лузиньянов. Это комплекс зданий с большим центральным двором.

Одним из основных предметов экспозиции, расположенной в замке, является «истукан» — серо-зеленый камень вулканического происхождения высотой 122 сантиметра. Это и была «Афродита» — символ божества, которому поклонялись люди.

Стоя перед этим невзрачным предметом, невольно задумываешься над одним вопросом, только ли потакание своим страстям заставляло людей приносить дары «истукану»?

Афродита «любила» благовония, сладости, мед, фрукты и отвергала кровавые жертвоприношения. Однако их любили другие боги. Археологи тщательно исследовали раскопки в местах, где находились капища Ваала и Молоха. Страшным божествам, ради которых устраивались грязные оргии, приносили в жертву людей, включая собственных детей.

Об этом свидетельствуют останки детей с табличками, на которых родители писали прошения. Жизнь своего ребенка – такую страшную цену платили за что-то серьезное – богатство или положение в обществе, например.

И снова не удержусь от противопоставления язычества и христианства. Бог Отец ради людей принес в жертву Своего Сына. Языческие боги требуют от людей приношения в жертву собственных детей, спаивают, развращают, разрушают семьи.

Язычник или христианин?

Стоя здесь, на чудесном холме, несложно проводить параллели между сегодняшним днем и событиями тысячелетней давности. Да, капище Афродиты разрушено: его не раз сотрясали мощные землетрясения, будто небеса уже не могли терпеть эту мерзость на земле, но люди восстанавливали «святыню» снова и снова, пока в IV веке император Феодосий Великий не запретил культ Афродиты.

Что, собственно, изменилось?

Язычество на первый взгляд очень толерантное, терпимое религиозное мировоззрение.

Язычник уважает всех существующих богов, и с радостью поклонится богам той страны или города, где окажется в гостях.

Язычники понимают, что спокойная жизнь возможна, когда сумасбродные, мстительные боги благодушны, а значит их нельзя обижать. А раз так, то каждый гость, оказавшийся у язычника дома, должен поклониться его родным богам.

За отказ нередко карали смертью. И эту смерть принимали христиане, не желавшие поклоняться никому, кроме истинного Бога.

Эта языческая «нетерпимая терпимость» в полной мере проявляется сегодня по отношению к различным общественным явлениям. Думаю, примеры приводить излишне. Турист, поклонившийся сначала православной святыне, а потом Афродите, ничем не отличается от язычника, жившего много веков назад. Да и жрицы Афродиты сегодня в изобилии доступны в определенных местах по всему миру.

Так что же получается, что согрешают все те, кто ездит в Petra Tou Romiou, или переступает порог музея в Палеопафосе? Конечно нет, это не так. Причина греха кроется в нашем сердце, в наших мыслях, желаниях и стремлениях.

В заключение

Я люблю приезжать к «камням Афродиты» — это удивительно красивое место, и мы любим иногда прогуляться там с детьми. Но я никогда не связываю его посещение с возможностью получить «что-то».

Кто-то хочет получить у Афродиты молодость и красоту. А откуда будут «дровишки»? Мы хотим чуда? Но чудеса совершаются в точке соприкосновения духовного и материального миров.

Иными словами, чудеса творят нематериальные силы.

И в духовном мире, как и в нашем материальном, существуют добро и зло. Лучше написать так – Добро и зло.

Бог и Его помощники – ангелы на одном полюсе. Бывшие ангелы – творения Бога — диавол или сатана и бесы – на другом. Два полюса, два противоположных типа духовных сущностей являются основой двух противоположных религиозных культов – христианства и язычества.

И небольшая деревня Куклия наглядно демонстрирует их близость в нашей повседневной жизни: храм Панагии Католики и развалины древнего капища Афродиты до сих пор привлекают внимание людей, решающих, кому отдать свое сердце.

Источник: https://www.kiprinform.com/cyprus_interesting/kult-afrodity-dukhovnaya-bitva-prodol/

«Непристойные» боги секса и любви, которым поклонялись в древности (18+)

Культ Афродиты — жрицы любви

В мифологии и религии человечества всех уголков планеты с незапамятных времён существовало множество высших существ, надзирающих за плотскими страстями людей.

Воплощённые в рисунках и скульптурах, созданных задолго до эпохи политкорректности, они словно повествуют об истории человеческой сексуальности лучше всякого урока половой грамотности.

Мы решили рассказать вам о самых интересных и красочных из них.

Тласолтеотль

В мифологии ацтеков эта богиня, чьё имя переводится как «пожирательница грязи (экскрементов)», одновременно насылает плотскую страсть и связанные с ней грехи и освобождает от них. Причём речь идёт не только об абстрактных «грехах», но и о вполне реальных венерических заболеваниях. Один из эпитетов, которым её величают, переводится как «смерть, вызванная похотью».

Благодаря специфике своей «сферы деятельности», эта богиня считается покровительницей проституток и людей, совершающих супружеские измены.

Имя богини означает возможность для человека «обнулить» свои грехи, обратившись к ней: она буквально пожирает их, и поэтому на её лице, в районе рта, часто изображены красные экскременты, эти грехи символизирующие.

Любопытно, что ритуал «пожирания грехов» встречался и в Европе (по большей части, в Англии), а в Голливуде на эту тему даже сняли занятный фильм с Хитом Леджером. И в фильме, и в европейской традиции обряд проводился перед смертью, что перекликается с культом ацтекской богини – обратиться к ней за очищением можно было только раз в жизни, так что логично это было сделать в самом конце.

Иногда Тласолтеотль считается «тёмной стороной» богини любви и цветов Шочикецаль. Как ни этом изображении, где «хорошая» Шочикецаль (слева) соблазняет человека и превращается в «плохую» Тласолтеотль (справа):

Кроме того, иногда Тласолтеотль изображается в виде рожающей женщины. Выглядит это вот так:

Мин

Один из самых старых богов Древнего Египта, происходящий из додинастических времён, в первую очередь считался богом плодородия. Однако плодородие почвы у древних египтян увязывалось с репродуктивной функцией человека, что и нашло своё воплощение в образе Мина.

Классическое изображение этого божества включает в себя эрегированный член в левой руке и воздетую вверх правую, в которой бог держит цеп для обмолота зерна.

Главный праздник Мина приходился на начало сезона земледелия. В этот день его изображение выносили из храма и несли прямо в поля, где обнажённые люди участвовали в торжественных игрищах. Помимо прочего, мужчины занимались публичной мастурбацией, чтобы отдать дань уважения любящему это дело богу.

На рельефных изображениях левую руку, правда, почему-то скрывали

Как известно, земледелие в Древнем Египте зависело от разливов Нила, и это тоже связывалось с божественным семяизвержением. Именно поэтому при коронации нового фараона тот должен был «посеять своё семя» – под чем некоторые исследователи понимают не высаживание растений, а всё ту же публичную эякуляцию с целью продемонстрировать народу свои, так сказать, «возможности».

Кроме того, символом Мина считалась египетская разновидность салата-латука, выделяющая белую жидкость и имевшая, по представлениям египтян, свойства афродизиака.

Мин изображён и на известной стеле рядом с ещё одним «половым» божеством: богиней Кетеш, отвечавшей в Древнем Египте, помимо прочего, за сексуальное удовольствие.

Обнажённая Кетеш стоит на тигре, протягивая Мину цветы лотоса, а стоящему по другую руку богу войны Решефу – змею. Если интерпретировать это как выбор ухажёра, то решение понятное: предложение одного из кандидатов явно больше.

В общем, как сказали через три с лишним тысячи лет, «Make love, not war».

Напоследок заметим, что именно с Мином древние греки отождествляли своего бога Пана.

Правда, последний был куда менее возвышенным существом, этаким «плебейским вариантом», и поэтому дело не ограничилось мастурбацией (которой, по словам известного философа из бочки Диогена – кстати, тоже любителя заниматься этим делом на людях – Пана научил его отец Гермес, а тот уже передал навык своим любимым подопечным – пастухам).

Статуя, найденная на древнеримской Вилле Папирусов, засвидетельствовала бога дикой природы за актом зоофилии. Впрочем, учитывая, что он и сам не совсем человек, термин спорный.

Афродита, Гермафродит

Древнегреческий пантеон вообще отличался большой сексоцентричностью, если можно так выразиться. Большинство относящихся к нему высших существ так или иначе олицетворяли что-то, связанное с любовной тематикой, или, по крайней мере, были замешаны в самых запутанных и пикантных историях полового характера.

Главной богиней любви в Древней Греции была, как известно, Афродита, и ей ассистировало множество разнообразных подручных, управляющих теми или иными аспектами любви (большинство из этой свиты она и родила – от разных «партнёров»).

Однако и с самой Афродитой всё не так просто. В мире древних греков, с его открытой и даже занимающей привилегированное положение гомосексуальностью, сам пол богини любви являлся величиной непостоянной.

Конечно, обычно Афродита изображалась в виде прекрасной женщины, любящей демонстрировать свои прелести, как на известной скульптуре «Венера Каллипига» – то есть «Венера с прекрасными ягодицами»:

Но ещё с минимум VII века до н.э. в Греции была традиция изображения такой же игривой Афродиты, но только с другим набором первичных половых органов:

Иногда её (или его?) изображали с бородой, а имя переиначивалось на мужской манер, превращаясь в «Афродитоса». Культ этого божества существовал в разных местах Греции, и на посвящённых ему фестивалях мужчины и женщины менялись одеждой и старались изобразить друг друга.

Впоследствии Афродитос превратился в Гермафродита. Появилась красивая легенда о том, что это безумно красивый сын Афродиты и Гермеса (откуда и имя), которого возжелала одна распущенная нимфа по имени Салмакида. Юноша отказал ей, после чего она накинулась на него со спины и попыталась изнасиловать, одновременно взывая к богам, чтобы те соединили их навечно.

Боги вняли молитве, но, как это часто бывает, в чересчур буквальном смысле, и Салмакида с Гермафродитом превратились в одно существо. Которое с тех пор неоднократно изображалось в искусстве, а его имя стало обозначать организм с признаками обоих полов.

«Спящий Гермафродит» – известнейшая античная скульптура, копии которой хранятся во многих крупнейших музеях мира

Несмотря на то, что в восприятии большинства современных людей Гермафродит символизирует что-то противоестественное, в Древней Греции ему отводилась и весьма благородная роль. Воплощая в себе и мужское, и женское, он считался покровителем брака – как союза, в котором два человека разных полов тоже как бы сливаются воедино, только на более высоком, духовном уровне.

Рати

богиня чувственной любви в индуизме, чьё имя переводится с санскрита как «наслаждение», является женой и верной спутницей бога любви Камы – «желание», отсюда и известное название «Камасутра».

Рати на лошади, составленной из женщин

Сама история появления этой парочки на свет довольно красочна. Каму сотворил один из верховных богов индуизма Брахма, дабы тот нёс любовь в мир посредством поражения потенциальных влюблённых цветочными стрелами.

Ничтоже сумняшеся, новоявленный бог первым делом расстрелял самого Брахму и десятерых его сыновей, которые разом влюбились в дочь Брахмы/свою родную сестру Сандхью (что даже у них считалось зазорным).

Проходивший мимо Шива, ещё один верховный бог, увидел это комичное зрелище и рассмеялся.

От стыда горе-влюблённые начали сильно потеть, и из этого-то пота и народилась Рати, которую тут же презентовали опасному Каме в качестве жены.

Как и её муж, Рати обычно изображается верхом на попугае

Смешливого Шиву, кстати, стрела любви впоследствии тоже не миновала. Правда, над собой он смеяться почему-то не стал, а обиделся и испепелил Каму взглядом своего третьего глаза.

Литография 1890 года, изображающая испепеление Камы

Однако Рати к тому времени настолько спелась со своим шаловливым мужем, что уговорила богов вернуть его к жизни в новом обличии. Он появился на свет в виде ребёнка, и Рати терпеливо взрастила его как мать, а потом объяснила, что они вообще-то супруги. Кама сначала не верил, но потом всё-таки согласился, и брак был торжественно восстановлен.

Кама и Рати на стене храма Кандарья-Махадева

В отличие от большинства своих аналогов в остальном мире, богиня страсти и сексуального удовольствия Рати не является в то же время покровительницей семейных уз и деторождения, а отвечает за наслаждение в чистом виде. Вроде бы упущение, но именно с такими богами индусы по своей численности давно перевалили за миллиард. Так что, возможно, это у других народов не всё в порядке с ценностными приоритетами.

Одна из множества скульптур со стены того же храма

Слово «Рати», являясь именем богини, одновременно содержится в названии множества сексуальных техник и позиций. Например, «петлёй Рати» называется поза, в которой женщина скрещивает ноги за спиной у партнёра, а «Секреты Рати» – название второго по популярности после «Камасутры» индийского сексуального трактата.

В одной из таких поз Рати и её муж Кама предстают на одном очень известном сакральном индийском изображении, где также присутствует богиня Чиннамаста, отрезающая собственную голову. Считается, что это символизирует то ли контроль над сексуальным желанием, то ли, напротив, его наивысшее воплощение.

Рагараджа

В такой принципиально асексуальной религии как буддизм тоже есть своё божество, связанное с плотскими желаниями. Но, в соответствии с общей буддистской концепцией отказа от страстей, Рагараджа занимается тем, что трансформирует человеческую похоть и любовь в духовное просветление (или, как сказал бы Фрейд, «сублимирует»).

От сложности такой задачи это божество выглядит довольно напряжённо. Так что, взглянув на него, многие люди наверняка подумают, что лучше уж свою плотскую страсть удовлетворять, а образ Рагараджи – использовать в качестве наглядной иллюстрации для брошюры «О вреде чрезмерного воздержания».

Ошун

Этот дух женского пола является божеством любви и сексуальности в традиционной религии йоруба – группы народов Западной Африки, чьи верования посредством работорговли проникли в Карибский бассейн и Южную Америку, где благополучно существуют по сей день.

В частности, именно они лежат в истоке жутко популярной в массовой культуре практики вуду, а в Бразилии и на Кубе, к примеру, образ Ошун смешался с христианской Девой Марией.

Африканская культура не слишком сильна своей изобразительной частью, поэтому рисуют эту богиню, как правило, вот в таком «народном» ключе:

Однако в священной для йоруба роще Осун-Осогбо, расположенной в Нигерии и являющейся настоящим кладезем ритуальных сооружений данной религии, находится храм этой богини, при одном взгляде на который понятна вся плотская мощь её культа.

Источник: https://www.anews.com/p/49431680-nepristojnye-bogi-seksa-i-lyubvi-kotorym-poklonyalis-v-drevnosti-18/

Жрицы Афродиты (18+) – Статьи

Культ Афродиты — жрицы любви

Одно из самых распространенных заблуждений, бытующих в современном обществе, — то, что гетеры занимались проституцией. На самом деле гетеры в античные времена стояли на гораздо более высокой общественной ступени, чем просто женщины легкого поведения.

Они пользовались несомненно большим авторитетом, их услуги стоили намного дороже, к тому же нередко они сами выбирали себе любовников, и вовсе не обязаны были одарять своим вниманием каждого, кто жаждал их любви.

Греческий оратор Демосфен говорил, что у каждого уважающего себя грека должно быть три женщины: жена — для продолжения рода, рабыня — для чувственных утех, а гетера — для душевного комфорта.

«Сократ находит Алквиада в доме Аспасии», Жан-Леон Жером, 1861. (pinterest.com)

Немецкий археолог Вольфганг Гельбиг, занимавшийся изучением классической филологии и археологии, писал: «Многие из них отличались утонченной образованностью и бойким остроумием; они знали, как очаровать наиболее выдающихся деятелей своего времени, — полководцев, политиков, писателей и художников — и как надолго привязать их к себе; они являются наглядным воплощением существования, отмеченного смешением утонченных интеллектуальных и чувственных удовольствий, — существования, которое так почиталось греками того времени. В жизни почти каждой замечательной личности, игравшей выдающуюся роль в истории эллинства, различимо влияние какой-нибудь знаменитой гетеры. Большинство современников не находили в этом ничего предосудительного».

Обнаженная Афродита

Гетерам оказывались невероятные почести. Во II веке до н. э. многие здания в Александрии носили имена гетер. Статуи питомиц Афродиты устанавливали в храмах и общественных местах рядом со скульптурами философов, политиков и полководцев.

Например, фигура знаменитой гетеры Фрины была высечена из мрамора и установлена в Дельфах между скульптурами царя Архидама и Филиппа. Жители города не нашли в этом ничего предосудительного. Возмутился один лишь киник Кратет, который заявил, что статуя гетеры Фрины в храме — это памятник греческому позору.

Однако Фрина не была простой жрицей любви — ее прославила красота и скандальная история. Как рассказывает Афиней, скульптор Пракситель кощунственно изобразил богиню Афродиту обнаженной, а моделью ему послужила прекрасная Фрина. Гетере пришлось предстать перед судом.

Ее адвокатом был известный оратор Гиперид, который, заметив, что речь не производит на судей должного впечатления, сорвал с Фрины покрывало, обнажив ее совершенное тело. «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить пророчицу и жрицу Афродиты».
«Гетера Фрина перед ареопагом», Жан-Леон Жером, 1861. (pinterest.com)

Гетера Фрина послужила моделью для статуи обнаженной Афродиты

Афиней также рассказывает и о необычном характере Фрины. Однажды во время праздника Посейдона она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и вошла в море. В другой же раз она спросила своего возлюбленного Праксителя, какую из своих работ он ценит больше всего.

Скульптор отказался ответить, тогда гетера решилась пойти на хитрость. Она приказала слуге ворваться в дом Праксителя и с ужасом сообщить ему, что мастерская объята огнем, и лишь некоторые скульптуры еще уцелели. «Все потеряно, если огонь уничтожил моего Сатира и Эрота!» — воскликнул тот.

Фрида усмехнулась и рассказала, что это была всего лишь уловка. Успокоенный Пракситель позволил ей выбрать любую из своих статуй в подарок. Гетера забрала Эрота и посвятила его в храм, находившийся в ее родном городе Феспии.

Именно в благодарность за такой подарок жители города и поручили Праксителю изваять фигуру Фриды для храма в Дельфах.

Во всем виноваты женщины

Гетеры нередко становились героинями комедий знаменитых поэтов. Например, Менандр сделал действующим лицом одной из своих комедий жрицу Афродиты Фаиду (по другой версии, ее звали Таис). Именно она когда-то была любовницей самого Александра Македонского. Благодаря своей красоте она пользовалась большим влиянием на политическую жизнь страны.

Гетера Фаида была любовницей Александра Македонского

В 330 году до н. э. Александр захватил столицу империи Ахменидов Персеполь. В честь победы он устроил роскошное пиршество, на котором присутствовала и Фаида.

Когда мужчины изрядно опьянели, гетера предложила царю поджечь столицу персов в отместку за то, что они когда-то предали огню храм афинского Акрополя. Александр согласился — он первым бросил горящий факел, вслед за ним бросила факел и Фаида.

После смерти царя гетера по-настоящему возвысилась, став женой Птолемея I, правившего в Египте.
Александр Македонский с гетерами в Персеполе. (pinterest.com)

Плутарх: Аспасия — виновница войны между Афинами и Самосом

Знаменитую гетеру Аспасию Плутарх считает виновницей войны между Афинами и Самосом за ее родной город Милет. Ее красота и ум привлекали выдающихся мужей, в числе которых был сам Сократ.

А Перикл даже развелся с женой, чтобы жениться на прекрасной гетере.

По тем временам, этот брак был мезальянсом, и комедиографы не скупились на насмешки, сравнивая полководца с Гераклом под каблуком у Деяниры.

Бюст Аспасии. (pinterest.com)

Полцарства за гетеру

Гетер часто бранили за их корыстолюбие. Яркий пример поведения жриц любви можно найти в письме Филумены своему любовнику Критону: «Зачем утруждаешь себя длинными письмами? Мне нужны не письма, а пятьдесят золотых монет. Если меня любишь — заплати; но если деньги ты любишь больше, тогда перестань мне надоедать.

Прощай!» Существовали даже кодексы гетер, дошедшие до нас лишь в описаниях. В них описывалось, как нужно вести себя с мужчиной, сколько денег нужно брать. В «Разговорах гетер» Лукиана в одном из диалогов мать дает наставления дочери и советует ей стать гетерой.

Она описывает все прелести жизни жриц любви и уговаривает не гнушаться невзрачными, но богатыми мужчинами.

Гетера, танцующая на пиру. (pinterest.com)

Гетеры зарабатывали достаточно, чтобы приносить дорогие обетные дары богам, а также покупать косметику и наряды.

Как описывает Аристофан, женщины не только пудрились, румянились и гримировались, но и использовали фальшивые волосы и подкладки для волос, мушки, нагрудные ленты и ленты для ягодиц, которые помогали скрыть лишние объемы и придать телу соблазнительные формы.

Но гетеры, в отличие от проституток, были не только красивы, но зачастую и хорошо образованы, подкованы в вопросах философии и искусства, многие из них играли на флейте. Именно поэтому мужчины были готовы тратить несметные суммы на то, чтобы провести время в обществе гетеры.

Источник: https://diletant.media/articles/35347991/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.