Как вести с психически неуравновешенным ребенком. Неуравновешенный ребенок – семейный психолог. Ограниченность умственных способностей

Содержание

Психически неуравновешенный человек: особенности общения с таким человекам, причины состояния, рекомендации

Как вести с психически неуравновешенным ребенком. Неуравновешенный ребенок - семейный психолог. Ограниченность умственных способностей

Принято ассоциировать психическую неуравновешенность с заболеваниями психики. По сути своей, психическая неуравновешенность в разной степени присуща практически каждому человеку.

Неуравновешенность может носить эпизодический характер, а может стать чем-то вроде стиля жизни, когда человек на протяжении долгих лет производит впечатление психически нестабильного и нуждающегося в посторонней помощи.

Важно знать и уметь определять признаки психической неуравновешенности. Это поможет увидеть их в самом себе или близких и избежать серьезных последствий.

Раздражительность

Люди, подвергнувшись даже незначительному стрессу, способны разразиться бурей эмоций. Во время этого тратятся впустую огромные запасы энергии, которые можно было бы направить на созидание. При этом за пять минут неистовых криков, ругани и переживаний человек способен устать так, будто он занимался физическим трудом целый день.

Беспричинные страхи

Постоянное ощущение присутствия близкой опасности может свести с ума. Неуравновешенный человек начинает видеть угрозу собственной жизни и безопасностипрактически повсюду и утрачивает способность трезво оценивать окружающую обстановку.

Постоянное пребывание в беспокойном, тревожном состоянии ведет к серьезным проблемам со здоровьем – расшатывается нервная система, увеличивается риск возникновения инфаркта и инсульта. Постоянные панические атаки могут привести к агорафобии и затворническому образу жизни.

Суетливость и высокомерность

Еще один признак неуравновешенности – это постоянная спешка, неспособность остановиться на несколько минут и расслабиться.

Постоянное напряжение, необходимость чем-то себя занять вызваны переизбытком мыслей, хаотично проносящихся в голове. Стирается грань между реальностью и собственным иллюзорным миром.

Естественно, это приводит к снижению продуктивности и бесполезной трате энергии.

Стремление показать свою важность, отличие от других, приписывание себе непомерных заслуг тоже является признаком психической нестабильности. Заносчивые люди становятся жесткими, им тяжело заметить свои недочеты и извлечь урок из собственных ошибок. Часто у таких людей отсутствует чувство юмора, они слишком серьезно относятся к жизни и их легко вывести из себя.

Другие симптомы

Как правило, вышеперечисленные признаки легко обнаружить т.к. зачастую они представляют собой не временное явление, а становятся чем-то вроде черт характера. Помимо этого, есть и другие явные симптомы нарушения психики:

  • проблемы с концентрацией во время работы или общения;
  • смех без причины;
  • отчуждение и враждебность по отношению к близким людям;
  • слуховые или зрительные галлюцинации – со стороны это выглядит как беседы с самим собой, ответы на вопросы невидимого собеседника;
  • сбивчивая речь, сложная для восприятия, содержащая абсурдные или бредовые фразы.

Также психическая неуравновешенность может сопровождаться бессонницей и головными болями, расстройством питания, проблемами в интимной жизни, злоупотреблением алкоголем и запущенностью внешнего вида.

Как вести себя с психически неуравновешенным человеком

При контакте с психически неуравновешенной личностью следует соблюдать осторожность, чтобы своими фразами и действиями не спровоцировать конфликт. Лучшее, что вы можете предпринять – это максимально отстраниться, контролируйте свои эмоции и сохраняйте спокойствие и вежливость.

Не позволяйте себе спорить, ругаться, повышать голос – пусть неуравновешенный буянит вволю, а вы просто молча выслушайте его.

Помните, что чаще всего неуравновешенные ведут себя так потому, что в глубине души они ощущают себя крайне неуверенно, растерянно и напугано. Срыв следует воспринимать, как попытку восполнить нехватку внимания со стороны окружающих.

Поэтому следует отнестись к такому человеку доброжелательно, продемонстрировать ему что все хорошо, ситуация находится под контролем.

Помогите ему почувствовать себя исключительным

Психически неуравновешенные люди зачастую беспомощны и страдают от этого. Для того чтобы убедить их в обратном, вам потребуется несколько простых трюков:

  • Акцентируйте внимание на том, что вам небезразличен этот человек. Ведь если он заметит, что общение с ним вам неприятно, это может еще сильнее снизить его самооценку;
  • Цените его взгляды и уважайте его мнение. При разговоре не отвлекайтесь на другие дела, уделите ему внимание. Хвалите за высказанные мысли, даже если вы не согласны с его точкой зрения;
  • Заботьтесь о комфорте и уделите внимание потребностям человека. Даже простое предложение стакана воды или теплого пледа может значительно улучшить его самочувствие и отношение к вам.

Покажите, что вы доверяете ему

Люди с психологическими проблемами утрачивают доверие не только к окружающим, но к самим себе, собственным соображениям. Поэтому важно продемонстрировать вашу веру в такого человека, для того чтобы он вернул себе чувство собственного достоинства и значимости.

Для этого попробуйте обратиться к нему за советомили консультацией по вопросу, в котором он действительно разбирается. Даже простая просьба о помощи отвлечет его внимание от собственных проблем и поможет более адекватно воспринять окружающий мир.

Помогите ему проявить самостоятельность

Иногда пытаясь помочь психически неуравновешенному человеку, вы можете вовсе заставить его ощущаться себя беспомощным и никчемным. Поэтому важно дать ему определенную свободу действий.

Пусть он отвечает сам за себя – не следует на корню пресекать любую стрессовую ситуацию, давайте ему возможность самому научиться разбираться со стрессовыми факторами.

Иногда просите его выполнить какое-либо поручение и предоставляйте полную свободу действий от начала и до конца.

Однако не следует позволять неуравновешенному человеку творить все, что вздумается. Свобода действий хороша в меру, для этого следует установить определенные правила и рамки.

Иначе вы рискуете оказаться в положении груши для битья или о вас просто начнут вытирать ноги. Поэтому, как только вы заметите, что ваш знакомый начинает проявлять вольности по отношению к вам – мягко, но настойчиво поставьте его на место.

Не теряйте самообладания и учитесь при необходимости постоять за себя.

Эта ошибка заключается в попытке полностью исключить стресс из своей жизни. Иногда люди с неустойчивой психикой отдаляются от окружающего мира – увольняются с работы, ограничивают круг общения, начинают редко выходить из дома.

Но подобное отдаление от реальности делает психику еще более неустойчивой, оторванный от жизни человек начинает видеть мир только в черно-белых цветах, мышление утрачивает гибкость и в конечном итоге наступает затяжная депрессия и утрата желания жить.

Если вы начали замечать у себя или близких людей подобное поведение, следует немедленно начать действовать, чтобы не допустить печальных последствий.

Источник: https://psiho.guru/zabolevaniya-i-diagnozy/kak-obschatsya-s-psihicheski-neuravnoveshennym-chelovekom.html

Психические заболевания у детей: как определить, тест, симптомы, лечение, видео

Как вести с психически неуравновешенным ребенком. Неуравновешенный ребенок - семейный психолог. Ограниченность умственных способностей

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов,  остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится  на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Как определить?

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов.

Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств.

Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?

Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием, выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы.

Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине.

 Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений.

К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия.

 Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

Источник: https://LechenieDetej.ru/psixologiya/psixicheskie-zabolevaniya.html

Нервные расстройства у детей: что должны знать родители

Как вести с психически неуравновешенным ребенком. Неуравновешенный ребенок - семейный психолог. Ограниченность умственных способностей
Автор фото: Дмитрий Быков

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка — естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь — и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок “перерастет”, “это все неправильное воспитание”, или “просто у него такой характер”.

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства.

Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по Якорь: #1малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы — способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное – не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за Якорь: #2помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) — факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: Якорь: #3искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач — невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Лечение нервного расстройства у детей

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления Якорь: #4сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. “Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу”, — это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • Эмпатия — способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • Умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • Умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • Способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • Склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.

Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей — любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aceec39bcf1bc364328c801/5c62a067ae6f0200adeab6c8

Психические расстройства у детей

Как вести с психически неуравновешенным ребенком. Неуравновешенный ребенок - семейный психолог. Ограниченность умственных способностей

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств.

Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии.

По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей.

После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью.

Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям.

Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными.

Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит.

Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии.

При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тревожные расстройства, страхи;
  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, агрессивность;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;
  • детская шизофрения.

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип.

Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация.

Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь – это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития.

Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка.

Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности.

Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта.

Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность.

Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу.

Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет.

Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

– склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

– чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

– сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

– отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

– шизоидность и циклоидность;

– стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

– непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

– чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

– попытки убить себя или навредить;

– всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

– участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

– бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

– отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

– сильные тревоги, мешающие обычной активности;

– трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

– употребление алкоголя или наркотиков;

– сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

– перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник: https://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/

Неуравновешенные люди. Можно ли изменить себя и других?

Как вести с психически неуравновешенным ребенком. Неуравновешенный ребенок - семейный психолог. Ограниченность умственных способностей

«Да у нас вся семья таких психов эмоционально неуравновешенных. Мать орёт и плачет, отец орёт и кулаками по столу стучит. Ну и я привыкла. Муж в шоке был, что я ору, он-то вообще флегматичный. Так удивлялся каждый раз. Я воплю что есть мочи, а он глаза округляет.

Очень долго отучала себя от этой привычки, вроде отвыкла, хотя иногда нет-нет, да и перехожу опять на крик. Ловлю себя, торможу, но не всегда получается. Выявила зоны риска, знаю, что ору с недосыпа, поэтому качественный сон всегда на первом месте. Так и спасаюсь».

— Марина, 34 года

Увы, многие люди общаются исключительно с помощью крика. Это мешает не только их семье, но и им самим. Ведь вместо конструктивного диалога и решения проблемы они получают только очередной скандал и ссору. Почему же люди так себя ведут, если это не выгодно? В чём причина их эмоциональной нестабильности и взрывного характера? И можно ли как-то изменить такое поведение?

  1. Причины возникновения неуравновешенности

2. Неуравновешенность близких

3. 7 шагов для избавления от несдержанности: «Если я сам такой»

Неуравновешенность — эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость, может проявляться не только в криках и вспышках гнева, но и в виде слезливости и излишней чувствительности. [1] Конечно, все мы можем злиться, нервничать и плакать — это нормально.

Но в случае с неуравновешенными людьми, «негативные» эмоции и чувства начинают преобладать, выходят из-под контроля и ухудшают качество жизни. Вместо того чтобы сделать что-то, мы плачем. Или вместо того чтобы решать какую-то проблему — кричим и топаем ногами.

Почему так происходит?

Причины возникновения неуравновешенности

Неуравновешенность, как психологическая проблема, формируется не сразу — это следствие накопленных внутренних проблем, негативных эмоций.

Сначала у человека проявляются резкие перепады настроения — краткосрочные истерики, слезы, вспышки злости, он сам это замечает и может испытывать чувство вины. Из-за этого человек часто замыкается и ведет себя отстраненно.

Постепенно ситуация ухудшается, и человек оказывается в плену собственных эмоций, которые уже не может контролировать сам. В таком состоянии он становится опасен как для окружающих, так и для самого себя.

Если человек постоянно сталкивается с влиянием следующих факторов, то велика вероятность развития неуравновешенности:

1. Привычка

Здесь всё просто. Люди привыкли реагировать таким образом и, чаще всего, просто не умеют иначе. Такая модель поведения может быть родом из детства, как у нашей героини Марины, а может быть приобретена и в сознательном возрасте.

Например, исследования показывают, [2] что выражение своей злости через крик или швыряние предметов вовсе не уменьшает уровень агрессии, а увеличивает его, закрепляет и делает привычным. Тоже самое и со слезами и любой другой реакцией. Мозгу проще идти по уже проторенной тропинке.

Хорошая новость — эта «тропинка» может быть и полезной. Например, привычка действовать или не опускать руки.

2. Длительный стресс, проблемы, горе

Человеку, который находится в постоянном напряжении, сложнее контролировать своё состояние — его нервная система истощается, в итоге проявляется неуравновешенность. Например, студент во время сессии может взрываться от каждого замечания. Или тот, кто недавно перенёс тяжёлую потерю, может плакать из-за любой, даже самой мелкой неприятности.

3. Тревожность, депрессивное расстройство

Постоянная тревога, ожидание беды, страх, тоска и опустошённость также выматывают нас. [3] В итоге любой дополнительный раздражитель становится последней каплей, — и мы взрываемся.

4. Усталость, недостаток сна и отдыха

Если мы мало спим и недостаточно отдыхаем, нам может быть сложнее контролировать свои эмоции. [4] Особенно явно этот эффект может проявляться в процессе переобучения.

Например, если кто-то некогда постоянно срывался, а теперь учится контролировать свои поступки, то при недосыпе он будет как бы возвращаться к старым привычкам.

Новое поведение требует сознательного контроля — а уставший мозг на него не способен.

5. Возрастные кризисы

Пубертат, два, три или семь лет — это возрастные периоды, которые очень часто сопровождаются повышенной возбудимостью, негативизмом и прочими прелестями. [5] У эмоциональной нестабильности детей и подростков две причины: 

  • Первая — физиологическая, связана с недостаточной зрелостью мозга и нервной системы.
  • Вторая — социальная, связана со становлением личности, желанием стать более самостоятельным, стремлением сформировать своё мировоззрение.

Также неуравновешенный характер может проявляться с кризисом средних лет или в пенсионном возрасте. Кризис средних лет обычно вызван ощущением упущенных возможностей и собственной бесполезности.

Неуравновешенность в пожилом возрасте может быть связана как с физиологией (ухудшение работы мозга, деменция и т. д.), так и с социальной сферой.

Пенсионер уходит с работы, меняется его статус, он внезапно оказывается не у дел, не знает, чем занять себя и как жить дальше.

6. Зависимость от психоактивных веществ

Сюда можно отнести алкогольную, табачную и наркотическую зависимость. Зависимый испытывает тягу к предмету зависимости, а невозможность получить желаемое делает его несдержанным и вспыльчивым. [6]

7. Низкая или болезненная самооценка, самовосприятие

В этом случае любое слово или замечание может быть воспринято как личное оскорбление, как придирка или как попытка унизить, выставить виноватым. Человек расстраивается или защищается, проявляя агрессию. А так как причин чувствовать себя уязвлённым много, то защищаться можно практически постоянно. В результате он приобретает репутацию эмоционально неустойчивой личности.

8. Непереносимость фрустрации

Фрустрация — состояние, когда мы сталкиваемся с невозможностью получить то, что мы хотим. Это естественное состояние, но важно то, как мы его переживаем. Например, низкая переносимость фрустрации часто встречается у детей. Они могу даже впадать в истерику, когда не получают то, чего хотят. И для детей это норма.

Психологически взрослый, не инфантильный человек, обладает устойчивостью к фрустрации, то есть реагирует на подобные ситуации спокойно, не погружается в сильные переживания, управляет своими эмоциями.

[7] Если же стойкость к фрустрации не развилась, то мы можем получить то, что некоторые считают неуравновешенным типом темперамента. На любой отказ человек начинает вести себя как маленький ребёнок, который падает на пол в магазине.

Возмущается, сердится, обвиняет всех вокруг, требует желаемого и так далее.

О детях

«Что я знаю о кризисах? Да всё! У меня три сына: 15, 7 и 3 года. Я уже готова бежать на край света. По отдельности я ещё справляюсь, могу с ними договариваться. Но они вместе — это какой треш.

“Мам, он в мою комнату зашёл без стука! Мам, он берёт мои учебники! Мам, он меня бьёт машинкой! Ну мааааам!” Я между ними, как между молотом и наковальней. Адвокат, судья и присяжный в одном лице.

Спасите меня уже кто-нибудь!»

— Татьяна, 41 год

О родителях

«Тоже было с мамой тяжело, когда она на пенсию вышла. Целыми днями — бу-бу-бу, з-з-з-з. Всё ей не так, всё не по её, ко всему придирается. Мы взвыли. А потом она как-то расплакалась и призналась, что очень тоскует. Папа умер, она одна, на работу уже не устроиться, подруги как-то растерялись.

Ну, пришлось учить её пользоваться интернетом. Нашла каких-то институтских подружек, таких же неприкаянных, устраивают теперь безумства, дачу на троих купили, на экскурсии вместе ходят, фильмы смотрят и обсуждают потом в своём киноклубе. Смеётся, что у них “пенсионерский отряд”. В общем, жизнь закипела. И бу-бу-бу пропали.

Соцсети — счастье!»

— Артём, 43 года

О супругах

«Девочки, у меня муж в последнее время стал совсем психованный и неуравновешенный, что мне делать? Не люблю жаловаться, но иногда даже страшно. Я вроде не пилю, не придираюсь, да и вообще тихая. Но он любое слово воспринимает в штыки.

А промолчишь — и в этом виновата. Рычит на меня, ругается, вещи швыряет. Не дерётся — это прям сразу  соберусь и уйду, но и так жить тоже мало приятного. Пыталась разговаривать, а он злится, типа я его за слабака считаю.

Что мне ему сказать? Как сделать, чтобы он так не психовал?»

— Елена, 23 года

«У меня проблема — жена захандрила. С утра до вечера ходит унылая. Спрашиваю, что происходит — молчит и плачет. Не спрашиваю — обижается и плачет. Вроде всё есть у неё, никто не умер. Может, врачу какому показать? Я же вряд ли могу сам что-то сделать с такой психически неуравновешенной женой. К кому идти, к психологу или сразу к психиатру? Похоже это на депрессию или что-то такое?»

— Андрей, 37 лет

Что делать, если близкий эмоционально неустойчив?

Мы не можем изменить другого без его желания и согласия. Можно быть более аккуратными, избегать упрёков и обвинений, не отвечать криком на крик, по возможности не противоречить, не спорить ради спора.

Но при этом важно сохранить себя. Не стоит идти на поводу и соглашаться на всё, лишь бы избежать скандала. Иначе ваш близкий может решить, что вами можно манипулировать, и начнёт давить на вас ещё больше.

К сожалению, только вашего стремления для изменений недостаточно. Важно, чтобы измениться захотел сам человек, который сейчас не может контролировать своё поведение.

Но что, если эмоционально неустойчивый тип личности — вы сами? Как можно улучшить ситуацию и изменить свою привычную модель поведения?

7 шагов для избавления от несдержанности: «Если я сам такой»

Запрос «что делать, если ты психованный» встречается реже, чем «что делать, если близкий психованный». Чтобы признать свою ошибку, требуется определённая смелость и критичность мышления. Поэтому для начала поздравляем — вы хотите измениться и осознаете проблему, а это основа, без которой ничего не получится.

Итак, что же можно сделать, чтобы стать более уравновешенным и спокойным?

Первый шаг. Найдите причину своей неуравновешенности

Важно не только отследить ситуации, когда вы выходите из себя, но и понять, почему вы так себя ведёте. В какой момент вы срываетесь? Что именно выводит вас из себя? Почему вас раздражают те или иные обстоятельства? Каким вы себя чувствуете в случае срыва? Важно честно ответить себе на эти вопросы, лучше всего письменно.

Обратите внимание, что причин может быть несколько, и тогда нужно будет работать с каждой из них по отдельности.

Если неуравновешенное состояние стало нормой, то определить причину проблемы самостоятельно может быть сложно. Тогда лучше обратиться к психологу.

Второй шаг. Направьте внимание на устранение внешних причин

Если у вашей раздражительности внешние причины, в первую очередь стоит разобраться именно с ними. Например, вы плохо и мало спите или находитесь в постоянном стрессе из-за ссор в коллективе.

Подумайте, какие изменения в ваших руках. Например, можно запланировать более чёткий график сна-бодрствования и следовать ему. Или озадачиться поиском новой работы. Или попробовать наладить отношения в коллективе.

Или изменить своё отношение к происходящему.

Третий шаг. Обратитесь за врачебной помощью, если это необходимо

Для лечения тревожных и депрессивных расстройств или для избавления от зависимостей, например, курения и алкоголя, может потребоваться медикаментозная поддержка и поведенческая терапия. Не бойтесь обращаться за помощью — это не показатель вашей слабости, а наоборот, проявление внутренней силы и решительности.

Четвёртый шаг. Придумайте, как бы вы могли себя вести вместо несдержанности

Мало просто отказаться от неугодных вам реакций — их нужно чем-то заменить. Подумайте, как по-новому можно реагировать на то, что раздражало вас ранее. Можно использовать для этого воображение и представлять, как вы спокойно ведёте себя в тех или иных обстоятельствах.

[8] Например, если вас выводит из себя критика, представляйте, как вы не злитесь, а просто её анализируете — что из этого соответствует действительности, как применить эту информацию, может ли она улучшить вашу работу.

Если ранее вы злились из-за разбросанных игрушек, то представляйте, как вы спокойно организовываете совместную уборку в игровой форме.

Пятый шаг. Научитесь использовать эмоции правильно

Эмоции и чувства помогают нам регулировать свою деятельность. Злость помогает преодолевать препятствия, создавая энергию. Печаль — смириться с потерями. Тревога — избежать ошибок и опасностей. Не стоит избавляться от таких полезных чувств.

Но можно научиться управлять ими — регулировать их количество и способ проявления, прислушиваться к ним, определяя их уместность. Даже если вы сами по себе чувствительны — вы можете управлять своими эмоциями.

Не подавлять и не отказываться, но контролировать своё поведение.

Шестой шаг. Приготовьтесь к откатам

Одного решения измениться, увы, мало. Нужно для начала отвыкнуть от старого поведения и привыкнуть к новому — и это длительный процесс, в котором не всё будет идти гладко. С большой долей вероятности вы будете возвращаться к своим старым реакциям. И важно знать, что эти откаты естественны.

Это не провал и не повод бросить — это обычное препятствие на пути переобучения. Поэтому, раз вы не можете избежать откатов — возглавьте их. Заранее запланируйте, что вы будете делать, когда сорвётесь — так вам будет проще вернуться на свой путь изменений.

[9] Например, если я начну кричать, то я не буду думать: «Всё равно уже ору, ничего не поделаешь, можно продолжать», — а постараюсь тут же прервать себя и пойду пить чай.

Седьмой шаг. Учитесь на своих ошибках и хвалите себя за удачи

Не все легко могут себя хвалить. Сразу хочется обесценить: «Да что я сделал? Ну сдержался и не наорал на ребёнка. А вчера наорал. Ничего не получается». Такой подход приводит к тому, что мы перестаём верить в свои силы.

Поэтому лучше похвалить себя за то, что получилось: «Я классно выкрутился и отреагировал достойно, хотя обычно кричу. У меня начинает получаться».

И проанализировать то, что не получилось: «Я опять накричал, почему это произошло? Что я могу сделать в дальнейшем, чтобы в такой же ситуации держать себя в руках?»

И помните — вы уже на пути к изменению своего поведения. Теперь главное — придерживаться плана и верить в себя.

Источники:

Источник: https://7spsy.com/blog/neuravnoveshennye-lyudi-mozhno-li-izmenit-sebya-i-drugih

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.