Фомичева м ф воспитание. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Искажение звуков

Фомичева м ф воспитание. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Искажение звуков – это акустически ненормативное произношение фонем. Характеризуется использованием в речи вариантов звукопроизношения, отсутствующих в фонетике русского языка. Встречается при билингвизме, дислалии, ринолалии, дизартрии.

Искажение звуков диагностируется при проведении обследования устной речи. Коррекция неправильного звукопроизношения осуществляется преимущественно логопедическими методами (артикуляционная гимнастика, звукопостановка, автоматизация).

Иногда дополнительно требуется ортодонтическая коррекция, хирургическое устранение аномалий ЧЛО, неврологическое лечение.

В отечественной логопедии искажение звуков относят к фонетическим (моторным, антропофоническим) дефектам, при которых видоизменяется звуковая структура.

В отличие от замены или отсутствия фонем, искажение не является физиологическим и не проходит самостоятельно. Существует несколько типов и множество подтипов искажения звуков.

Они обозначаются терминами, образованными от соответствующих греческих букв:

  1. Ротацизм (картавость) – дефектное произношение звука [Р] и его мягкой пары [Р′].
  2. Сигматизм (шепелявость) – искажение свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) и шипящих звуков ([Ш],[Щ], [Ж], [Ч]).
  3. Ламбдацизм – неправильное произнесение звуков [Л-Л′].
  4. Йотацизм – ненормативная артикуляция звука [Й];
  5. Дефекты артикуляции задненебных звуков: гаммацизм — искажение [Г-Г′], каппацизм — [К-К′], хитизм — [Х-Х′].

При речевых нарушениях часто искаженно произносятся звуки различных групп, т. е. имеют место полиморфные дефекты: ротацизм+сигматизм, ротацизм+ламбдацизм, сигматизм шипящих+дефекты заднеязычных и т. д.

Статистически чаще искажается произношение переднеязычных фрикативных (шипящих и свистящих), реже – задне- и среднеязычных.

По своему логопедическому статусу дети с искажением звуков могут относиться к группе ФН, ФФН или ОНР.

Причины искажения звуков

В основе искаженного звукопроизношения, как правило, лежат анатомические отклонения в строении периферических органов артикуляции либо их функциональная незрелость. В итоге формируются компенсаторные артикуляционные уклады, которые не обеспечивают акустическую норму. Искаженные звуки лишь отдаленно напоминают правильный речевой образец.

Искажение звуков русского языка характерно для носителей других языковых систем. Так, для французской фонетики нормой является картавое произношение [r], для английской ‒ межзубное произношение дифтонга [th]. Подобные заимствования часто встречаются в речи билингвов. Вместе с тем, для русского языка такие искажения являются фонетическими ошибками.

Дислалия

Искажение фонем встречается как при функциональной, так и при органической дислалии, однако имеет разные механизмы развития. Функциональное косноязычие связано с вялостью речевой моторики, подражанием дефектной речи окружающих и пр.

Механическая дислалия может быть обусловлена укороченной подъязычной связкой, большим неповоротливым языком (макроглоссией) или маленький узким языком (микроглоссией), высоким («готическим») сводом нёба, диастемами, аномалиями прикуса.

Искажения звуков при аномалиях зубо-челюстной системы чаще представлены различными видами сигматизма, дефектами переднеязычных и губно-зубных звуков. Воздушная струя выходит через щели между зубными рядами. Свистящие и шипящие становятся излишне зашумленными, с хлюпающим оттенком; гласные – малоразборчивыми.

При аномалиях и слабости мышц языка нарушенными обычно оказываются вибранты и шипящие, отмечается боковой сигматизм свистящих. Произношение может становиться невнятным. Неполноценное смыкание губ вызывает искажение губных и губно-зубных звуков. Возможно дефектное артикулирование лабиализованных гласных ([О], [У]).

Во всех случаях при дислалии отмечается только нарушенное звукопроизношение. Другие компоненты речи (голос, просодика, лексика и грамматика, словарное разнообразие) остаются сохранными.

Искажение звуков

Дизартрия

Многочисленные искажения звуков при дизартрии вызваны иннервационной недостаточностью речевого аппарата. В результате слабости артикуляционных мышц звуки произносятся неточно. Движения кончика языка плохо дифференцированы, отчего в наибольшей степени искажаются переднеязычные: возникают различные варианты сигматизма, ротацизма, ламбдацизма.

При этом наибольшую трудность представляют свистящие звуки, следом идут шипящие, в меньшей степени нарушаются соноры. Практически не страдают йотированные и заднеязычные. Искажение звуков в большинстве случаев происходит по типу бокового и межзубного произношения.

Напряжение мышц губ сказывает на произношении губных согласных и лабиализованных гласных. Отмечаются дефекты озвончения/оглушения, излишняя палатализация. Речь смазанная, плохо разборчивая. Процесс автоматизации поставленных звуков протекает крайне сложно, длительно по времени.

Кроме искажения звукопроизношения, для дизартрии типичны изменения голоса (слабость, монотонность, осиплость, ринофония). Часто нарушается глотание, отмечается гиперсаливация. В той или иной степени страдает общая моторика, особенные затруднения вызывают дифференцированные движения пальцев рук.

Ринолалия

Открытая ринолалия возникает вследствие врожденных расщелин лица (незаращение нёба, расщепление губы). При данной патологии все гласные и согласные имеют носовой оттенок, храпящий призвук, плохо дифференцируются на слух.

Особенную трудность представляют переднеязычные и заднеязычные согласные. Глухие согласные больше напоминают назализованный звук [Х], звонкие – звукосочетание [КГ]. Таким образом, искажение звуков является первичным речевым дефектом при ринолалии.

Вторично могут нарушаться фонематические, лексико-грамматические процессы и письменная речь.

Особенности речевой функции изучаются логопедом в ходе индивидуального обследования. При отдельных нозологиях показано проведение стоматологической, неврологической диагностики. Логопедическая диагностика включает несколько последовательных этапов:

  • Осмотр органов артикуляции. Изучается строение периферических органов речи (губ, зубов, челюстей, языка, неба), их подвижность. Для этого производится визуальный осмотр, выполняется серия динамических упражнений. При наличии тех или иных анатомических дефектов и функциональных отклонений можно предположить определенные речевые нарушения у обследуемого.
  • Диагностика устной речи. Основное внимание уделяется произношению звуков. Выявляются фонетические (искажение) и фонематические недостатки (смешение, замены), нарушения слоговой структуры. Также обследуется сформированность фонематических функций, связной речи, лексико-грамматического строя языка.

Логопедическая работа

Коррекционно-педагогический комплекс при искажении звуков, обусловленном дислалией и дизартрией, реализуется в три этапа. Каждый из них имеет свои цели и задачи, проводится с использованием специализированных методов и приемов:

  • Предварительный этап. Основные направления – подготовка артикуляционной базы, выработка точных артикуляторных укладов, развитие слуховой памяти и внимания. В этот период проводится артикуляционная гимнастика, упражнения на выработку воздушной струи, логомассаж, игры для развития мелкой моторики.
  • Формирование правильного звукопроизношения. Постановка звука может осуществляться имитативным способом, с помощью специальных логопедических приспособлений (зондов, зондозаменителей, вспомогательных приспособлений) или смешанно. В дальнейшем звукопроизношение автоматизируется изолированно, в слогах и слоговых рядах, в разных позициях в слове, в чистоговорках, предложениях, текстах.
  • Закрепление полученного звука в речи. На заключительном этапе навык употребления нового звука отрабатывается в различных коммуникативных ситуациях. Осуществляется осознанный самоконтроль за речью.

При ринолалии коррекционно-логопедическая работа имеет свои особенности, проводится в дооперационном и послеоперационном периодах.

До операции осуществляется звукопостановка доступных по артикуляции фонем, развитие голоса и речевого дыхания, специальный массаж.

После операции ставятся и автоматизируются все остальные искажаемые звуки, продолжается логопедический массаж неба, ведется работа над формированием небно-глоточного смыкания, устраняется назализация.

Коррекция искаженного произношения зуков

Медицинское направление

Логопедическая коррекция искажения звуков при зубо-челюстных и челюстно-лицевых аномалиях проводится на фоне ортодонтического и хирургического лечения. Если уздечку языка не удается растянуть с помощью логопедических упражнений, выполняется френулопластика. При неправильном прикусе может потребоваться ношение ортодонтический аппаратов, выполнение ортогнатической операции.

Пациентам с открытой ринолалией производтся хирургическая коррекция деформаций лица: хейлопластика, уранопластика, велофарингопластика. Дизартрические расстройства требуют регулярного прохождения курсов медикаментозного лечения, физиотерапевтической реабилитации (ЛФК, Бобат-терапия, массаж по методу Кастильо Моралес и др.).

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/speech/distortion

Практические советы и дидактические материалы по коррекции произношения

Фомичева м ф воспитание. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Существует большое количество книг по логопедии. Некоторые из них являются классикой и обязательны к прочтению всем начинающим специалистам. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» подробно расписала каждый этап работы над коррекцией речи.

Актуальность учебника

Отечественная логопедия активно развивалась с 50-х годов прошлого века. За это время было создано немало пособий, которые позволяют специалистам правильно проводить коррекционный процесс.

Такие инструкции позволяют начинающим специалистам правильно проводить занятия

Важно! Введение методик позволяет избежать ошибок и проблем во время работы с дошкольником.

В детском возрасте могут возникать разные нарушения речи. Необходимо своевременно заниматься их исправлением, иначе возникнут сложности с освоение письма и чтения. В дальнейшем это негативно скажется на мышлении.

Практические советы по логопедии

Домашние занятия играют большую роль в исправлении речевых дефектов. Родители могут проводить небольшие уроки каждый день – это позволяет закреплять пройдённый с логопедом материал и ускоряет коррекционный процесс.

Исправлять любое нарушение начинают с артикуляционной гимнастики. Специальные комплексы упражнений развивают определенные мышцы, которые важны для произношения.

Дополнительно проводится дыхательная гимнастика, которая помогает сформировать сильный речевой выдох. Для нее нужны специальные тренажеры, которые помогают визуализировать произношение – султанчики, ветродуйчики, новогодний дождик и другие.

Введение в логопедию

В книге Фомичевой есть краткая информация о том, что такое логопедия, предметы и задачи науки. Перечислены основные методы – дидактико-материалистический, статистика, наблюдение, эксперимент и другие.

Автор смогла четко обозначить, что логопедия является отраслью большой педагогической науки – дефектологии. Она тесно связана с дошкольной педагогикой.

Специалист должен проводить уроки с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Во время занятий дома нужно учитывать то, что речь тесно связана с психическими процессами – вниманием, памятью, мышлением. База специальной педагогики – это анатомия и физиология организма.

Логопед должен хорошо понимать, почему возникают те или иные нарушения речи. Это необходимо для правильного построения коррекционного процесса.

С чего начинают исправление звукопроизношения?

Исправление любых речевых нарушений должно проводиться по определенному плану. Сначала специалист проводит диагностику, которая позволяет оценить развитие ребенка на данный момент времени. После того, как логопед делает собственное заключение – он может переходить к формированию правильного звукопроизношения.

Подготовительный этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над речевым слухом. Все это будет базой для постановки звука.

Важно! С этим процессом нельзя торопиться, так как можно только закрепить неправильное произношение.

Все упражнения должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои действия.

  Как правильно сделать логопедический массаж ребенку дома

Кратко о развитие речи ребенка

Первые слова малыш начинает говорить в год и через некоторое время у него появляется простая фраза. В его лексиконе около 10 слов и если их нет, то родителям стоит забеспокоиться.

Постепенно его словарный запас растет, ребенок четко понимает, что может значит то или иное слово. До трех лет нарушения звукопроизношения считаются возрастной нормой. В этом возрасте малышу еще бывает сложно связывать слова в связные предложения.

К четырем годам формируется группа свистящих ([С], [Ц], [З]) и шипящих звуков ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), может наблюдаться небольшая задержка. Такие нерезкие нарушения речи требуют внимания специалиста.

К шести годам речь ребенка должна быть полностью сформировано. Он безошибочно использует все звуки, грамматически правильно оформляет фразу и его словарь насчитывает 3000 слов. Все это будет базой для освоения письма и чтения.

В случае выявления недоразвития речи, дислалии и других нарушений, ребенка нужно показать логопеду.

Методический материал для постановки звуков

Специалист использует для подготовки и проведения занятий разные игры и тренажеры. Все это позволяет создать условия для успешного коррекционного процесса.

Каждый логопед выбирает пособия на свое усмотрение

В книге Фомичевой подробно расписаны все этапы работы над исправлением звукопроизношения. Для артикуляционной гимнастики лучше использовать специальные карточки-символы. Например, которые были разработаны Л.А. Комаровой.

Много времени может занимать коррекция звукопроизношения у детей, дидактические материалы для этого часто подбираются индивидуально под ученика.

Когда ученик сможет произнести изолированно правильно звук, то потребуется символы звуков. Их можно сделать самостоятельно, например, [С] – насос или чайник, а [Ш] – шипящий гусь.

Существуют готовые учебники по исправлению общего недоразвития речи. Например, под редакцией Теремковой Н.Э. В них собран весь нужный лексический материал и подобраны разные материалы.

Важно! Все пособия должны быть цветными, так как это привлекает внимание ребенка.

Мало просто произносить звук, нужно его автоматизировать и ввести в речь. Для этого используют прямые и обратные слоги, слова, предложения. Материал можно найти в книгах Ирины Лопухиной и других авторов.

Ребенок с НВОНР

В логопедии выделяются разные формы речевых нарушений – дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи, заикание и многое другое. Условно их можно разделить на легкие и тяжелые.

НВОНР в логопедии, что обозначает знает не каждый специалист. Под этой аббревиатурой скрывается простое заключение – нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

НВОНР в логопедии ставится детям с дислалией и фонетико-фонематическим недоразвитием. При таких нарушениях отмечаются проблемы со звукопроизношением и речевым слухом. Такое заключение нельзя путать с общим недоразвитием речи 3 уровня, так как тогда отмечались бы проблемы с лексико-грамматическим строем.

  Консультация для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет

Дидактические материалы по коррекции звукопроизношения

Родители всегда интересуются тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы. Для этого используют разные пособия и игры, которые помогут закрепить правильное произношение звука.

Формы речевых нарушений

Научиться правильно говорить не так легко. Многое зависит от вида нарушения и для каждого диагноза требуется особая помощь. Упражнения при выраженной дизартрии у детей направлены на то, чтобы снять тонус мышц и восстановить их подвижность.

Правильное определение нарушения определяет успешность коррекционного процесса

Мало просто проговаривать слоги или слова, нужно заниматься системно с ребенком. Только от этого зависит успешность исправления.

Экран звукопроизношения в группе

Логопеду нужно хорошо представлять с какими нарушениями у него дети. Экран звукопроизношения в логопедической группе позволяет вписывать данные дошкольников и отмечать какие звуки проблемные у конкретного ребенка.

Важно! Обязательно нужно сделать отметку о том, дошкольник заменяет или искажает звук.

Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик. Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег.

Для облегчения восприятия желательно выделять группу с речевыми нарушениями разными цветами – это позволит составить списки для занятий.

Упражнения при дизартрии для детей

Компенсация в логопедии – это восстановление или замещение утраченных функции. При дизартрии наблюдаются проблемы с иннервацией мышц, поэтому такого ребенка сложно учить правильно говорить.

Поэтому необходимы специальные упражнения для коррекции. В артикуляционной гимнастике особое внимание уделяют переключаемости с одной позы на другой. Желательно проводить логопедический массаж.

Примерные упражнения – покашливание, свист, надувание поочередно щек, мычание и т.п. Полезно надувать шарики, сдувать бумажные мячики.

Тремор языка

Дизартрию достаточно легко выявить по ряду признаков. Тремор языка у маленького ребенка в логопедии может указывать на проблемы с иннервацией.

При подобном нарушении кончик языка будет видимо дрожать

Подобная проблема может означать то, что у ребенка проблемы по невралгической части. В таком случае ему нужна медицинская помощь. Занятия не стоит проводить в формате онлайн, так как необходимо чтобы логопед очно контролировал действия ребенка. При необходимости он исправит ошибку.

Специалист может заниматься развитием образования относительных прилагательных, логопедическое занятие по этой теме проводится в старшей группе детского сада.

Не всегда родители придают значение проблемам с речью. В будущем они могут вызывать массу проблем в виде комплексов и ограничения в выборе профессии. Поэтому не стоит откладывать процесс коррекции.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/fomiceva-vospitanie-u-detej-pravilnogo-proiznosenia

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.