Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии

Содержание

Суеверия и приметы, если человек умер на Пасху, правда ли он попадет в рай и хорошо это или плохо

Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии

Пасха или Светлое Христово Воскресенье – это праздник победы жизни над смертью. Поэтому, если родственник умер на Пасху, соблюдают правила.

В старообрядческой традиции не хоронят покойных на пасхальной неделе, а католики ждут первого дня после праздничной недели. Порядок действий расскажет представитель церкви, к которой относился человек при жизни.

Родственники соблюдают полученные советы, если не хотят на себя навлечь гнев высших сил.

Народное и церковное толкование смерти и погребальной процессии

Человек, который уходит в мир иной накануне или перед Пасхой, попадает сразу в рай. В народных приметах существует убеждение о том, что душа освобождена от страшного суда. Служители церкви не согласны с такой трактовкой.

Священники говорят, если человек умер на Пасху, то его душа все равно пройдет предусмотренные испытания. Во время страшного суда оценят грехи и добродетели, а потом вынесут решение о том, можно или нет, душе оказаться в раю.

На заметку! Церковь отрицает народные приметы. В Библии не говорится о том, что умерший на Пасху однозначно попадает в рай.

Церковь проводит отпевание покойного на следующий день после Пасхи. В священных книгах нет прямого запрета выполнить обряд в день Воскресения Христово, но не в каждом приходе могут найти для этого время. Допускают отпевание после похорон. Однозначный ответ православного священника свидетельствует о нескольких исключениях:

  • ближайший приход расположен слишком далеко;
  • родственникам физически негде хранить тело;
  • захоронение проведено быстро, например, на фоне военных действий или эпидемии.

Священники призывают не верить слухам и в приметы, многие из которых порождены народным фольклором. В разговоре с представителем церкви родственники получат ответы. Учитывают причины наступления смерти:

  • насильственные действия другого человека;
  • несчастный случай;
  • самоубийство;
  • болезнь.

Люди, которые ушли из жизни по собственной воле, отпеванию не подлежат. Не имеет значения, наступила смерть в день или накануне Пасхи. Никаких поблажек им не будет. Тело придают земле строго на 3-й день после наступления физической кончины.

Если родственники попытаются выдать самоубийство за убийство, и службу проведут в храме, то им не избежать наказания. Подобную трактовку дает церковь. Спорная ситуация возникает, когда требуется выбрать дату похорон. Представители ортодоксального крыла непримиримы.

Придать земле можно после завершения Пасхи, но не во время праздничное недели.

На заметку! 

Жизнь не подчиняется духовным и светским праздникам. В случае кончины близкого человека, разговаривают со священником. Если батюшка разрешит отпевать родственника в пасхальную неделю, то придется поговорить с администрацией кладбища. В течение праздничной недели места последнего упокоения не принимают новые тела.

Проведение поминальной церемонии

Перечень ошибочных народ примет не заканчивается убеждением, что автоматом можно попасть в рай, если человек умирает на Пасху.

Поминовение усопшего проводят по стандартному обычаю, не превращая упомянутое событие в пышное застолье. Поминальный обед разрешен, потому что Пост завершен до начала праздничной недели. Разрешены мясные и рыбные яства.

Поминовение во время пасхальной недели проводят без алкоголя. Перечень блюд, которые могут быть на столе:

  • борщ;
  • постные пирожки;
  • курятина;
  • салат;
  • постные булочки и так далее.

Существует распространенное заблуждение. Не поминают душу во время Светлого Христового Воскресенья. В упомянутый день вспоминают о жертве, которую принес Господь. Близкие люди, внезапно умершие в пасхальную неделю, поминаются днем позже.

Список неверных примет продолжает рекомендация о запрете поминать на следующий день после кончины. Люди верят, что молитва «не дойдет» до адресата. Священники опровергают подобные предрассудки. Дату церемонии и последующего погребения выбирают после разговора с батюшкой. Верующие родственники не должны самостоятельно принимать решение.

Из народной молвы

Тема смерти представлена в народном фольклоре. Выделяют несколько примет, которые сопровождают упомянутое событие.

Случись так, что кончина настигла в страстную пятницу или неделю, то это свидетельствует о праведности покойного. Человек получил великую милость попасть сразу в дом Божий.

Увидеть на Пасху или накануне недавно умершего родственника означает защиту от болезней в течение предстоящего года.

Народные приметы призывают воздержать беременным, детям и престарелым от визита на кладбище в светлую пасхальную седмицу. Случись так, что смерть близкого человека настигла в течение праздничной недели, побывать у места последнего упокоения разрешено в первый день после Светлого праздника.

На заметку! 

Представители церкви призывают верующих игнорировать упомянутые предрассудки. Если человек умер в обычный день или в пасхальную неделю, церемонию проводят по церковным правилам. Батюшка расскажет о существующих ограничениях.

Часть ошибочных народных примет связано с выбором гроба, места для захоронения. К примеру, похороны проводят в пасхальную неделю только в белом гробу. Родственники подчеркивают важность праздника. Внезапная или насильственная смерть в пасхальную неделю значит в каноническом православии переход души в новый мир. Дальнейшая судьба зависит от праведности или от грешности земного пути.

В церкви призывают воздержаться от пышных похорон и роскошных поминальных трапез. Христово Воскресенье – это праздник духовного становления личности.

Тот, кто умирает на Пасху, не попадает сразу в рай, потому не стоит тешить себя  иллюзиями. Посещают храм, заказывают молитву, а также читают ее дома.

Светлые помыслы и деяния помогут душе больше, нежели поиски ответа на вопрос, в каком гробу хоронить тело в Пасху.

Родственника, который умер накануне или в день Пасхи, провожают в последний путь, согласно христианским канонам. Близкие покойного воздерживаются от попыток самостоятельно выбрать дату отпевания и погребения. Последнее слово остается за представителями церкви.

Не существует однозначного ответа, хорошо умирать на Пасху или плохо. Душе все равно придется пройти страшный суд. Единственная примета, с которой согласна церковь, связана со снами накануне значимого события.

Увиденный покойник во сне на Пасху, говорит о защите живущих от невзгод.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Нажмите “Подписаться на канал”, чтобы читать Hozsekretiki.ru в ленте “Яндекса”

Источник: https://hozsekretiki.ru/sovety/smert-cheloveka-na-pashu.html

Приметы на пасху

Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии

Со времен древней Руси Пасха считалась одним из ключевых церковных праздников. Свои корни он берет еще с языческих времен, когда люди приветствовали наступающую весну и планировали дела на будущий год.

Празднование Пасхи, в зависимости от года, выпадает на период с 4 апреля по 8 мая. Перед ней принято соблюдать строгий сорокадневный пост. Немалое число старинных примет накопилось за многие столетия, которые актуальны и сегодня.

В основном они связаны с бытом, семьей, удачей и благосостоянием.

Традиционно считалось везением попасть на колокольню в день Пасхи. Ударивший в колокол мог попросить хорошего урожая, здоровья родным, а девушки – жениха. Если просьба была от чистого сердца, то в течение года она непременно исполнялась.

Свадебные пасхальные приметы

Не зря пасхальная неделя считалась подходящим временем для сватовства. Сватам в эти дни принято ходить друг другу в гости, а жениху – к невесте (называть ее надо было только по имени и отчеству).

Молодые девицы, желающие поскорее найти жениха, говорили во время пасхальной церковной службы: «Светлое Воскресенье Христово, дай мне жениха холостого!». Будущей паре нельзя было целоваться на пороге – это верный признак разлуки, а вот поцелуй под деревом считался доброй приметой, сохранявшей союз.

В церкви на пасхальную неделю не венчали, это считалось дурной приметой, грехом, отвлечением от светлого праздника на мирские дела.

Для незамужних девиц было плохой приметой увидеть во сне поцелуй на Пасхальной неделе, такое видение сулило скорые неприятности. А если неожиданно начинали чесаться губы – молодка скоро пойдет под венец.

Счастливый знак для будущих невест – услышать пение кукушки, значит, скоро предстоит сватовство. Если женщина услышала кукушку, будучи замужем – жди прибавления в семействе.

Вот еще некоторые приметы, говорящие о скором замужестве:

  • Если девушка ударится локтем в Светлое Воскресение – любимый ее вспоминает.
  • Неожиданно зачесалась бровь на пасхальной неделе у парня или девушки – сватовство не за горами.
  • В пасхальное блюдо попала мушка – к скорому браку.
  • Не стоит жениться в этом году молодым. Если на Пасху скверная погода.
  • Девушка, которая случайно попробует 12 куличей от разных хозяек – обязательно выйдет замуж в этот год.
  • Девица, которая умоется водой от красного яйца, да с обручального кольца, станет завидной невестой для всех женихов в округе.
  • Желающие поскорее найти половинку, после омовения на Чистый четверг вывешивали мокрые полотенца на забор.

На Пасху муж и жена должны были разбить крашенные яйца друг друга – у кого осталось целым – тот и будет главным в семье весь следующий год.

Приметы на Пасху, связанные с детьми и беременностью

Считалось большой удачей, если ребенок рождался на Пасху. Примета говорит, в такие дни рождаются талантливые и великие люди, обладающие отменным здоровьем. Счастливчиками вырастут деть, рожденные в рубашке, в воскресенье.

Но и здесь были свои нюансы – детям, рожденным в Страстную Пятницу, грозила несчастливая судьба полная бед и лишений. Для того чтобы этого не произошло, родная мать уносила дитя к знахарке или колдунье, а та «делала» ему новую судьбу.

Детишкам в эти светлые дни было принято дарить темно-красные яйца, они считались оберегом от сглаза и испуга. С деторождением и младенцами тоже есть несколько примет:

  • Родители, отмолившие грехи на пасхальную неделю, способствовали выздоровлению ребенка. Особенно хорошо было это делать, если ребенок капризничает и постоянно плачет.
  • От сглазов ребенка обкатывали пасхальным яичком, которое затем закапывали в землю.
  • Если малыш медленно развивался, его ставили ножками на дубовый пол «походить».
  • Обережные материнские обряды и приметы также напрямую связаны с пасхальными праздниками. Всю неделю было принято давать малышам по кусочку освященного кулича ежедневно перед едой, натощак.

Если женщина не могла забеременеть, она билась крашенкой с ребенком – зачатие будет в этом году и у нее.

Кто хотели побыстрее обзавестись потомством, ставили на семейный праздничный стол лишнюю тарелку с куском освященного кулича и говорили: «Для детишек кулич!».

О рождении внуков просили и бабушки – расчесывая волосы, приговаривали: «Сколько волос на расческе – столько мне Бог внуков пошлет!».

Приметы на погоду в Пасху

По тому какая погода стоит на пасхальной неделе, наши предки могли предсказать урожайность и погоду на весь будущий год:

  • В день Пасхи разыгралась буря – осень будет сухой и поздней.
  • Осадки на Пасху – признак дождливой весны.
  • Если погода на пасхальной неделе хмурая, то и все лето будет пасмурным.
  • Мороз на Пасху – добрый знак, к хорошему урожаю и сухому лету.
  • Во вторник после Пасхи ясно? Лето будет дождливым. А вот теплая и солнечная погода в воскресенье сулит жаркое лето и обильный урожай.
  • Ясная звездная пасхальная ночь – верный признак близких заморозков.
  • Яркий, разноцветный закат сулил удачу тому, кто его увидит.
  • Положительным знаком считалось, если солнце «пляшет». Так называли явление, когда при восходе солнце переливалось разными цветами и как бы пряталось за горизонт, а затем показывалось снова.

И таким приметам действительно стоит верить, ведь их правдивость в народе наблюдалась веками!

Денежные приметы на Пасху

Сегодня после утренней службы в Христово Воскресенье народ торопится попасть быстрее домой. А связано это со старинной приметой. Тот, кто раньше всех соседей прибудет в дом после церковной службы – весь год не будет ни в чем нуждаться.

Безденежные и должники могли поправить свои дела именно на Пасху:

  • Подавший монетку нищему обретал денежное везение на год. Это поверье нередко используется в комбинации с денежными заговорами и молитвами.
  • После того, как закончили говеть, если выйти на улицу и заприметить первое дело, которое попадется на глаза – в этом году именно на нем можно неплохо заработать.
  • Женщина, желающая достатка в семье и богатства, умывалась святой водой с серебряными монетами и крашенкой.

Приметы за пасхальным столом, в семье и в быту

После службы старший в доме мужчина приглашал всю семью к столу. Хорошей приметой считалось, если перед этим муж и жена немного откушают вдвоем, тайком от посторонних глаз. Добрым знаком было поставить на стол испеченного из теста барашка и кисель, а вот злоупотреблять алкоголем было дурной приметой – человек весь год сонным ходить будет.

После трапезы было принято гадать, и здесь в силу вступали приметы на погоду, связанные с птицами, насекомыми или окружающими людьми:

  • Услышать дятла после застолья на Пасху – скоро будет новый дом.
  • На Благовещенье было хорошим знаком выпустить птицу, загадав желание. Люди верили – таким образом она передаст его Богу, и оно непременно сбудется.
  • Хозяйки наблюдали с утра за скотиной: которая лежала мирно – та принесет приплод и будет здорова, а беспокойный скот стремились побыстрее продать, он был «не ко двору».
  • Если хозяин обгонит чужих лошадей на своей – весь год она будет лучшей в работе.
  • Собаки, лающие во время пасхальной молитвы, считались дурными вестниками: лают на запад – к несчастью ко двору, лают на восток – к пожару.
  • Хозяйка, которая сплетет на Пасху венок из живых цветов, защитит с его помощью свой дом и семью.
  • Вся семья одета в новую одежду – весь год будет в новом ходить.
  • Во время Пасхи нельзя кричать и ругаться в доме – выпечка будет невкусной и квелой.
  • Если пасхальное яйцо неожиданно стухло – в дом заходил колдун или человек с дурным помыслом. Такое яйцо выкидывали за околицу, подальше от жилых домов.
  • Остатки с пасхального стола, в том числе и яичную скорлупу, никогда не выбрасывали. Их закапывали на поле, после чего опрыскивали землю освященной водой. Поверье гласило, что такое действо приведет к богатому урожаю и избавит его от порчи, болезней.
  • Разбитая посуда в пасхальную неделю являлась дурным предзнаменованием.
  • К тяжелой болезни одного из членов семьи, если кулич не поднялся.

В день Пасхи работать было нельзя, на то и Страстная неделя, что нужно все дела закончить к празднику.

Пасхальные приметы на здоровье

Так как Пасха традиционно считается временем очищения и избавления от грехов, со здоровьем здесь тоже связано немало примет. Даже качание на качелях в эти дни называлось овеванием. Считалось, что такое нехитрое мероприятие как бы «сдувает» грехи с человека. Вот еще несколько проверенных временем примет, связанных со здоровьем:

  • Испивший в Пасху из родника или другого природного источника будет здоров весь год.
  • Если встать на топор в пасхальное воскресенье – это поможет обрести железное здоровье. Ставили на топор и малышей, чтобы те быстрее пошли.
  • Вербные ветки, поставленные рядом с люлькой или в детской, отгоняли хвори от детей и нечистую силу.
  • Если девица умылась на Пасху водой с крашеным яйцом и золотыми украшениями – будет первой красавицей.

Любое доброе дело, совершенное в священную неделю, считалось не только искуплением грехов, но и сильнейшим оберегом на здоровье. Особую силу имели хорошие поступки, связанные с помощью обездоленным, юродивым или больным.

Пасхальные приметы в церкви, на кладбище или связанные с усопшими

Настороженно относились к тем людям, кто не мог отстоять заутреннюю, а выходил на улицу подышать. Это суеверие имеет свои корни, считалось, что во время Пасхи нечистая сила особенно активно, поэтому не стоит лишний раз выходить из церкви.

Дурным знаком было, если кто-то ткнет пальцем в спину или бок, во время утренней молитвы. Далеко не все приходили в церковь с чистыми помыслами, ведьмы и колдуны таким образом избавлялись от болезней или перекладывали ее тычком с другого человека.

Очень плохим знаком считалась неожиданно потухшая свеча во время молитвы, или же если человек нечаянно задул ее сам.

Свечи, приобретенные в пасхальный праздник, наделялись чудодейственной силой – ими изгоняли нечистую силу из дома и зажигали рядом с больными весь год.

Даже оплавки хранили, они считались действенным оберегом от пожара. Проспавшие утреннюю службу на Пасху были обречены на неудачный год.

Поверье гласило, если во время утренней службы в любой пасхальный день резко обернуться, можно увидеть колдунов и ведьм – они будут стоять спиной к алтарю. А вот и несколько примет, связанных с усопшими:

  • Хоть и считалось благословлением Божьим для больных и старых умереть в Пасху, а вот смерть в эти дни могла унести с собой еще несколько жизней. Потому, если все же несчастье случилось, надо было положить покойнику в руку красное яйцо, а другие – вынести и раздать прохожим.
  • Увидеть во сне умершего родственника считалось хорошим знаком, значит в этом году никто в семье не умрет и тяжело болеть не будет.
  • Можно было продлить жизнь тяжело больному, если угостить его яичком, взятым из рук батюшки.

Большое значение придавали в светлое Христово Воскресение поминовению усопших. Дома выставлялись кувшинчики (канунчики) с медом, в которые ставили свечи. Считалось, что таким образом родные и на том свете могут порадоваться Воскресению Спасителя.

Позже канунчики уносили на кладбище, где также делали помин – оставляя на могилке крашеные яйца, куличи и другие лакомства. Хорошей приметой являлось разбивание крашенок (яиц) с знакомыми, соседями, родственниками.

При этом говорили: «Христос Воскресе!» Такой нехитрый обряд, по поверьям, приносил удачу и наделял человека здоровьем.

Необычные приметы

Пасхальные праздники считались священными буквально у всего населений, от мала и велика. Интересные приметы были свойственны и не только простым крестьянам:

  • Даже у представителей преступного мира были есть свои пасхальные приметы – укравший любую вещь во время утренней службы, никогда не будет пойманным. Но главное было не попасться при таком деле.
  • Пятак под пяткой в сапоге у заядлого игрока, который отстоял заутреннюю, сулил ему фарт на все азартные игры. Особо бесстрашные могли произнести запретные слова во время службы и удача в картах тут же появлялась. Правда до тех пор, пока игрок не покается.
  • Плохой приметой было у охотников и рыбаков пролить кровь на Пасхальной неделе. Считалось, что каждая тварь Божья празднует в эти дни вместе с людьми Воскресение Христово.
  • Пользовались освященным крашеным яйцом и кладоискатели. Была примета, что черти, увидев его, оставят клад без присмотра и его спокойно можно будет найти.

Конечно, соблюсти все приметы и традиции достаточно сложно, но стоит применить мудрость предков на деле. Сегодня скептики сомневаются в их правдивости, однако стоит лишь внимательно присмотреться, чтобы заметить удивительную закономерность в приметах и последствиях, происходящих на Пасху.

Источник: https://ezo.today/signs/primety-na-pashu.html

Если человек УМИРАЕТ⚰ на пасху: приметы и суеверия, особенности похорон

Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии

Великое воскресенье – это один из самых больших и радостных православных праздников. В этот день люди отмечают воскрешение и вознесение Иисуса Христа на небеса в Царствие Божие, победу жизни над смертью.

Но кончина может наступить независимо от православных праздников, и даже в такие дни люди могут умирать.

Как проводится траурная церемония, если человек умирает на пасхальной неделе? Стоит ли воспринимать смерть в это период как знак того, что душа усопшего попадет сразу в рай без Страшного суда?

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Как в народе относятся к тому, что человек умирает в Пасху

Для людей этот день имеет разное значение. Одни ходят в церковь, читают молитвы о здравии и поздравляют всех с Воскрешением нашего Спасителя. А вот другие совершенно не верят в Бога, поэтому относятся к Пасхе как к интересному празднику, когда хозяйки устраивают пышные застолья, пекут пасхальные куличи и красят яйца, которые потом дети в ходе веселой игры разбивают одно об другое.

Обычно народ придумывает различные приметы и создает всевозможные легенды. Всё это было бы неплохо, если бы некоторые суеверия не мешали людям нормально жить. Так, одной из обсуждаемых тем является смерть на Пасху. Что происходит с душой умершего?

ПроисхождениеОписание
Народные поверьяПо одной из легенд, если человек умирает на церковный праздник, то его душа попадает прямо в рай. И при этом вхождение в Царство Божие происходит без мытарств, то есть без Страшного суда. Но это лишь народное поверье.
Церковные разъясненияСвященники говорят о том, что в Библии никаких записей об этом нет. Никто не пройдет в Царствие Божие без суда. Туда попадают лишь те, кто покаялся, исправился и очистил свою душу, наполнив ее благодатью. В писаниях говорится: в чем человека Бог застанет, в том он и будет его судить. То есть, если умерший был пьяницей, ругался матом или совершал при жизни другие грехи, в рай он не попадет. А легенды об избежании Страшного суда придумали люди, дабы успокоить свое внутреннее состояние.

В Библии ничего не говорится о том, что умерший на Пасху обязательно попадет в рай.

Конечно же, для многих верующих смерть на Пасху или в Светлую седмицу означает получение милости Божьей. Это не спасение – умереть в этот день, а подтверждение того, что за праведную честную жизнь и покаяние человек был достоин получить высокое благоволение. А вот для тех, кто не верил в Бога при жизни – даже после смерти этот день не имеет ни какого значения.

Траурная церемония по усопшему на Пасху

Смерть может наступить в любой день, независимо от нас. И никто не застрахован от этого в православные праздники. Но как быть с погребением и отпеванием усопшего в день Великого воскресенья или во время Светлой седмицы. Хоронят на Пасху покойников или нет? Здесь нужно уточнить несколько моментов. От чего наступила смерть:

  • убийство;
  • трагическая гибель человека;
  • самоубийство;
  • смерть из-за болезни.

Погребение и отпевание самоубийц окружено массой суеверий. Их похороны существенно отличаются от обычных ритуалов. И это никак не связано со смертью в Пасху. По церковным правилам, их нельзя отпевать перед погребением. И при этом хоронить самоубийц можно лишь на третий день после смерти.

Но так как не все имеют возможность хранить тело умершего столько дней, оно может быть погребено раньше. Также особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но его убийцы инсценировали его смерть под самоубийство.

Тогда священники отпевают усопшего, но в случае ошибки страдания за грехи самоубийцы лягут на родных и его потомство.

А вот естественная смерть или гибель человека никак не повлияет на траурную церемонию. Другой вопрос, можно ли это делать именно на Пасху? Существует мнение о том, что хоронить покойника нельзя в день Великого Воскресения и на Светлую седмицу. Но ведь как жизнь, так и смерть идут своим чередом, независимо от православных праздников.

Если случилась такая беда, то стоит подойти к священнику и посоветоваться. Может быть, нужно подождать один день и со спокойной душой провести всю траурную церемонию вместе с отпеванием после Пасхи.

Ведь зачастую священники в этот день заняты праздничными богослужениями. Также нужно учитывать тот факт, что многие кладбища на Пасху закрыты. Поэтому похоронить усопшего просто не получится, или же нужно будет решить много вопросов, чтобы совершить погребение.

А вот после Пасхи проще провести всю церемонию и устроить поминальную трапезу.

Умершего на Светлой седмице или на Пасху отпевают и хоронят по особому пасхальному чину. Эти правила впервые зафиксированы в Требнике 1624 года.

У гроба скончавшегося в пасхальную неделю может быть более продолжительное служение, чтение пасхального молебна с опущением Евангелия и с произнесением по 3-й, 6-й и 9-й песням канона заупокойных ектений. Пение же «Со святыми упокой» и «Сам един ecи» должно быть оставлено как единственное отличие пасхального погребения.

Служение полной панихиды откладывают до Радоницы – дня поминовения усопших. Погребение в Светлую седмицу Пасхи совершается с благодарением и радостью, как указано в Большом Требнике (лист 18).

Порой приметы мешают людям в повседневной жизни. Не нужно отодвигать похороны из-за суеверий, надо посоветоваться с батюшкой. Священник объяснит, когда совершать погребение, и обязательно проведет траурную церемонию в Пасхальную неделю, но только лишь по особому пасхальному чину.

 Загрузка …

Источник: https://propaskhu.ru/tradicii/esli-chelovek-umiraet.html

Поминайте усопших правильно. Особенно в дни Пасхи

Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии

Во вре­мя Страст­ной неде­ли, Пас­хи, а за­тем всей Свет­лой сед­ми­цы усоп­шие глас­но не по­ми­на­ют­ся. Про­дол­жа­ет­ся по­ми­но­ве­ние на Ли­тур­гии: за про­ско­ми­ди­ей, на су­гу­бой ек­те­нии («о всех преж­де по­чив­ших»), а так­же в тай­ных мо­лит­вах по­сле за­до­стой­ни­ка, – так да­же на Пас­ху мо­лят­ся об усоп­ших.

Но са­ма Пас­ха Гос­под­ня ― это празд­ник по­бе­ды над смер­тью, да­ро­ва­ние Хри­стом жиз­ни веч­ной все­му ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. И в та­кие свет­лые дни по­ми­но­ве­нию усоп­ших при­да­ет­ся осо­бый от­те­нок.

Об­ря­до­вое по­ми­но­ве­ние на­чи­на­ет­ся по­сле Фо­ми­ной неде­ли

По­не­дель­ник Ра­до­ни­цы (сле­ду­ю­щая сед­ми­ца по­сле Свет­лой) ― это пер­вый день, ко­гда, соб­ствен­но, со­вер­ша­ет­ся ря­до­вое за­упо­кой­ное по­ми­но­ве­ние.

С са­мой древ­но­сти опи­са­на тра­ди­ция, ко­гда по­сле Пас­халь­ных тор­жеств хо­ди­ли на клад­би­ща. Но для че­го? Преж­де все­го, для мо­лит­вы.

В на­ши же дни по­ход на клад­би­ще ― ско­рее, некий по­вод для «ма­ев­ки», «пик­ни­ка на обо­чине», а так­же и для встре­чи с даль­ни­ми род­ствен­ни­ка­ми, ко­то­рых ви­дишь раз в го­ду. Ну и по­вод по­кра­со­вать­ся пе­ред од­но­сель­ча­на­ми, чтобы быть «как все», или да­же «луч­ше всех».

Ес­ли уж речь идет о тра­пе­зе, как о древ­ней­шем цер­ков­ном уста­нов­ле­нии, то смысл ее со­сто­ит в ми­ло­стыне.

Как ска­за­но в Еван­ге­лии: «Ко­гда де­ла­ешь обед или ужин, не зо­ви дру­зей тво­их, ни бра­тьев тво­их, ни род­ствен­ни­ков тво­их, ни со­се­дей бо­га­тых, чтобы и они те­бя ко­гда не по­зва­ли, и не по­лу­чил ты воз­да­я­ния.

Но, ко­гда де­ла­ешь пир, зо­ви ни­щих, увеч­ных, хро­мых, сле­пых, и бла­жен бу­дешь, что они не мо­гут воз­дать те­бе, ибо воз­даст­ся те­бе в вос­кре­се­ние пра­вед­ных» (Лк.14:12-14).

Та­ких лю­дей зва­ли, чтобы они по­мо­ли­лись об усоп­ших. К при­ме­ру, мать бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на, по мест­но­му обы­чаю, с ра­до­стью ва­ри­ла ка­шу и кор­ми­ла ею ни­щих, тво­ря ми­ло­сты­ню во бла­го ду­шам усоп­ших.

Смысл по­хо­да на клад­би­ще, ― это, преж­де все­го, мо­лит­ва

Ещё бо­лее важ­но – прий­ти в этот день в цер­ковь на служ­бу и по­мо­лить­ся об усоп­ших.

Да­же в неболь­ших при­ход­ских хра­мах бо­го­слу­же­ния все рав­но со­вер­ша­ют­ся – пусть да­же и не Ли­тур­гии, а толь­ко па­ни­хи­ды.

А при­дя в Ра­до­ни­цу на клад­би­ще (втор­ник вто­рой сед­ми­цы по­сле Пас­хи), на мо­ги­лы близ­ких, не сле­ду­ет де­лать то­го, что оскорб­ля­ет их па­мять, да и Са­мо­го Бо­га.

На­при­мер, сей­час тра­ди­ци­он­ным «ат­ри­бу­том» по­ми­но­ве­ния ста­ло рас­пи­ва­ние на мо­ги­лах ал­ко­голь­ных на­пит­ков. Это нон­сенс, та­ко­го быть не долж­но.

На­став­ле­ние рю­мок, вы­ли­ва­ние вод­ки в мо­ги­лу, по боль­шо­му сче­ту, ― яв­ное от­вер­же­ние Еван­гель­ских норм. Ведь ска­за­но, что Цар­ство Бо­жие ― это не пи­ща и пи­тие (Рим.14:17).

По­лу­ча­ет­ся, на­ми ру­ко­во­дит ти­пич­ное язы­че­ское пред­став­ле­ние о том, что по­кой­ник дол­жен есть и пить.

С дру­гой сто­ро­ны, без­от­каз­но «сра­ба­ты­ва­ет» яв­но нехри­сти­ан­ское по­ня­тие о том, что ес­ли мы тут пьем, едим и ве­се­лим­ся, зна­чит, и по­кой­ни­ку «там» хо­ро­шо. Как не по­смот­реть, язы­че­ство, да и толь­ко.

А ведь глав­ное на Ра­до­ни­цу ― это по­мя­нуть, то есть, по­мо­лить­ся о по­чив­ших, а не на­сы­тить­ся и упить­ся. Пьян­ствуя же, мы сви­де­тель­ству­ем о том, как не лю­бим на­ших усоп­ших.

По­ми­ная усоп­ших, луч­ше сде­лать все пра­виль­но – по-Еван­гель­ски

На­вер­ня­ка каж­дый зна­ет, где непо­да­ле­ку жи­вет ста­ру­ха, для ко­то­рой бу­хан­ка бе­ло­го хле­ба ― уже ла­ком­ство, по­то­му что она не в со­сто­я­нии его се­бе ку­пить.

Где-то жи­вут вдо­вы, си­ро­ты, ин­ва­ли­ды… Пой­ти в этот день к ним, при­не­сти им что-то по­ку­шать, убрать у них до­ма ― эти де­ла ми­ло­сер­дия при­не­сут и нам са­мим, и ду­шам на­ших усоп­ших род­ных го­раз­до боль­ше поль­зы, неже­ли соб­ствен­но тур­по­ход на клад­би­ще.

Ведь по­мо­лить­ся об усоп­ших мож­но в лю­бом ме­сте, в лю­бое удоб­ное вре­мя – а уж осо­бен­но в хра­ме Бо­жи­ем. Но сде­лать доб­рое де­ло и по­про­сить, чтобы по­мо­ли­лись об упо­ко­е­нии ра­ба Бо­жье­го имя­рек ― вот са­мое луч­шее про­ве­де­ние Ра­до­ни­цы.

Итак, смысл тра­пезы ― это ми­ло­сты­ня, наш по­ход на клад­би­ще ― для мо­лит­вы. А у нас по­лу­ча­ет­ся, что та­кие «по­хо­ды» пре­вра­ти­лись в бес­смыс­лен­ную тра­ди­цию, ко­гда не все по­ни­ма­ют ее смыс­ла и пред­на­зна­че­ния.Для че­го это все? Ну дру­гие идут, и мы идем. Не дай Бог быть ху­же ко­го-то!

По­ход на клад­би­ще имен­но в пас­халь­ные дни не име­ет смыс­ла. Цер­ковь для все­го уста­нав­ли­ва­ет свое вре­мя: вре­мя по­ми­нать усоп­ших, и вре­мя ра­до­вать­ся по­бе­де над смер­тью.

Пас­халь­ная сед­ми­ца ― это по­бе­да над смер­тью, и да­же в цер­ков­ном уста­ве ска­за­но, что ес­ли на пас­халь­ную сед­ми­цу вы­па­да­ет тре­тий, де­вя­тый или со­ро­ко­вой день пре­став­ле­ния усоп­ше­го, по­ми­на­ние пе­ре­но­сит­ся.

Мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня, воз­дер­жа­ние от язы­че­ских обы­ча­ев ― вот это ос­нов­ное.

Су­ще­ству­ет тра­ди­ция – при­гла­шать на мо­ги­лы свя­щен­ни­ка

В се­лах, как пра­ви­ло, ни­кто ни­ку­да не спе­шит, свя­щен­ник со­вер­ша­ет об­щую па­ни­хи­ду, и мо­жет по­дой­ти к каж­дой мо­ги­лоч­ке, спеть «Со свя­ты­ми упо­кой» или от­слу­жить ли­тию. В го­ро­дах с этим слож­нее. Огром­ные клад­би­ща, и род­ствен­ни­ков за­ча­стую при­хо­дит­ся по ты­ся­че на свя­щен­ни­ка. Как быть?

В этом во­про­се скры­ва­ет­ся еще один нема­ло­важ­ный ню­анс по­ми­но­ве­ния усоп­ших. Ес­ли уж мы при­шли на клад­би­ще, глав­ное – чтобы серд­це бы­ло об­ра­ще­но к Бо­гу, и в нем зву­ча­ла мо­лит­ва. Но не долж­но быть тще­слав­но­го же­ла­ния, чтобы вот имен­но «к мо­ей мо­ги­лоч­ке» по­до­шел ба­тюш­ка, имен­но у мо­е­го род­ствен­ни­ка от­слу­жи­ли.

Бог не счи­та­ет мет­ры бли­зо­сти свя­щен­ни­ка до мо­ги­лы усоп­ше­го, и уж тем бо­лее Бог не со­чув­ству­ет на­ше­му тще­сла­вию. Ес­ли хо­чет­ся, чтобы имя по­чив­ше­го срод­ни­ка или близ­ко­го че­ло­ве­ка бы­ло воз­не­се­но в мо­лит­вах, для это­го есть Ли­тур­гия, осо­бые дни по­ми­но­ве­ния, есть и лич­ное чте­ние Псал­ты­ри ― все это боль­шое уте­ше­ние для душ усоп­ших.

Вспом­ни­те ис­то­рию Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, ко­гда на пас­халь­ное при­вет­ствие пре­по­доб­но­го Ди­о­ни­сия свя­тые от­цы, в пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щие, от­ве­ти­ли «Во­ис­ти­ну Вос­кре­се!».

По­че­му бы и нам, при­дя с мо­лит­вой на клад­би­ще, не ска­зать на­шим усоп­шим «Хри­стос Вос­кре­се!», про­чи­тать у мо­гил­ки Пас­халь­ный ка­нон, сти­хи­ры Пас­хи.

Это дей­стви­тель­но ду­хов­ная ра­дость, ко­то­рой мы де­лим­ся с успо­ши­ми.

К во­про­су о «гроб­ках», «крас­ных гор­ках», «чер­ных неде­лях»

Эти дни не от­но­сят­ся к ка­те­го­рии об­ще­цер­ков­ных устав­ных по­ми­наль­ных дней, но обы­чай име­ет на­столь­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, что стал прак­ти­че­ски по­все­мест­ным. Его си­ла ве­ли­ка чрез­мер­но, и его зна­че­ние в «на­род­ном со­зна­нии» по­рой пре­вос­хо­дит все обыч­ные ро­ди­тель­ские суб­бо­ты.

Се­го­дня Ра­до­ни­ца ста­но­вит­ся все ме­нее и ме­нее цер­ков­ной. На­про­тив: всё бо­лее на­пол­ня­ет­ся язы­че­ски­ми и про­сто про­ти­во­цер­ков­ны­ми обы­ча­я­ми и по­ня­ти­я­ми. Для боль­шин­ства Ра­до­ни­ца – ма­ло­по­нят­ный ри­ту­ал: ни­кто тол­ком не зна­ет, что оно озна­ча­ет, но на клад­би­ще идут прак­ти­че­ски все.

В на­ро­де его име­ну­ют «гроб­ка­ми», «крас­ной гор­кой», а са­му Ра­до­ни­цу «чер­ной неде­лей». Ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей пре­ве­ли­кое мно­же­ство, рав­но как и на­зва­ний по­ми­наль­ных дней ― «еже по обы­чаю».

Неосо­знан­ные обы­чаи

В со­цио­ло­гии 20-25 лет ― это по­ко­ле­ние. Со­вет­ское вре­мя «вы­би­ло» из цер­ков­ной тра­ди­ции це­лых три по­ко­ле­ния.

Опре­де­лен­ные зна­ния мож­но бы­ло бы пе­ре­дать от ба­буш­ки к внуч­ке, но через три по­ко­ле­ния ― это ма­ло­ве­ро­ят­но. Пра­во­слав­ные тра­ди­ции ис­чез­ли, а что-то на­нос­ное оста­лось.

И ко­гда со­вер­ша­ют­ся по­ми­на­ния, боль­шин­ство совре­мен­ни­ков вряд ли мо­жет чет­ко от­ве­тить, для че­го то или иное де­ла­ет­ся.

Вот, на­при­мер, вспом­ни­те обы­чай в се­ле, ко­гда несут гроб и оста­нав­ли­ва­ют­ся на пе­ре­крест­ках.

Для че­го? Де­ло в том, что рань­ше во вре­мя несе­ния гро­ба с усоп­шим от до­ма к хра­му для от­пе­ва­ния на каж­дом пе­ре­крест­ке со­вер­ша­лась ли­тия, чи­та­лось Еван­ге­лие за упо­кой (во мно­гих мест­но­стях Укра­и­ны этот доб­рый обы­чай со­хра­нил­ся). Это очень хо­ро­шо, очень по­учи­тель­но, всё се­ло воль­но-неволь­но мо­лит­ся…

А в со­зна­нии боль­шин­ства лю­дей остал­ся лишь фраг­мент обы­чая: несут по­кой­ни­ка, на пе­ре­крест­ке оста­но­ви­лись, а для че­го – неве­до­мо. И та­ко­го очень мно­го.

Даль­ше. Да­же и в не очень ве­ру­ю­щих се­мьях в со­вет­ские вре­ме­на ста­вил­ся порт­рет по­кой­но­го, воз­ле ко­то­ро­го за­жи­га­лась све­ча. Хо­тя по ло­ги­ке ве­щей ― све­ча за­жи­га­лась пе­ред ико­ной. И та­ких при­ме­ров мас­са…

Да­же ми­ло­сты­ня пре­вра­ти­лась в ка­кой-то стран­ный ри­ту­ал раз­да­я­ния кон­фет: дет­ки на Ра­до­ни­цу хо­дят по клад­би­щу с ку­леч­ка­ми, а им го­ра­ми скла­ди­ру­ют кон­фе­ты, пе­че­нье, фрук­ты. При этом щед­рые «по­да­те­ли» ни на се­кун­ду не за­ду­мы­ва­ют­ся: за­чем это? Идея хо­ро­шая, это ж ми­ло­сты­ня! Но по боль­шо­му сче­ту это пре­вра­ти­лось в раз­вле­че­ние.

Что уж го­во­рить о бу­тыл­ках, со­би­ра­е­мых мест­ны­ми «тру­же­ни­ка­ми ты­ла» по­сле вы­пи­ва­ния остав­лен­ных на мо­гил­ках «ри­ту­аль­ных ста грам­мов»… Вы­хо­дит, мы соб­ствен­но­руч­но по­мо­га­ем па­да­ю­щим упасть?

Что по­ду­ма­ют лю­ди…

Пред­ставь­те, сколь­ко долж­но прой­ти лет, чтобы лю­ди, чи­та­ю­щие эти стро­ки, со­гла­си­лись с тем, что здесь ска­за­но, и это­му на­учи­ли де­тей.

Но в от­вер­же­нии язы­че­ских тра­ди­ций для мно­гих скры­ва­ет­ся ужас­ный и очень бо­лез­нен­ный во­прос: «А что лю­ди по­ду­ма­ют, что ска­жут?»

…Умер один из мо­их род­ных. Сра­зу по­шли рас­спро­сы, на­до ли за­ве­ши­вать зер­ка­ла? – Нет, в этом нет смыс­ла; зер­ка­ла не за­ве­си­ли. А что вил­ки в ка­че­стве сто­ло­вых при­бо­ров нель­зя класть на стол по­ми­наль­ной тра­пезы? – Мож­но, по­ло­жи­ли на сто­ле вил­ки. И всё, про­блем не бы­ло!

Итак, мы са­ми мно­гое про­во­ци­ру­ем, без­дум­но со­гла­ша­ясь с окру­жа­ю­щи­ми и по­вто­ряя чу­жие ошиб­ки. Все го­во­рят: на­до ид­ти на клад­би­ще, – пой­дем и мы. Все го­во­рят, на­до по­ста­вить рюм­ку, – по­ста­вим и мы. Все го­во­рят, на­до раз­дать кон­фе­ты, – раз­да­дим и мы…

Мо­жет, не нуж­но бо­ять­ся стать «бе­лой во­ро­ной» – не лить по при­ме­ру со­се­дей вод­ку на мо­ги­лу, не осквер­нять па­мять по­чив­ших по­пой­ка­ми и об­жор­ством, спо­кой­но тво­рить ми­ло­сты­ню на фон об­ще­го нетрез­во­го ве­се­лья?

Так, на­вер­ное, по­сту­пать луч­ше, неже­ли устра­и­вать пас­халь­ные де­бо­ши.

За­чем свя­щен­ник на клад­би­ще?

Мо­лит­вы над гро­бом, на мо­ги­ле усоп­ше­го со­вер­ша­лись все­гда. Так что се­го­дня Цер­ковь ни на йо­ту не от­хо­дит от то­го, что де­ла­лось 10-15 ве­ков на­зад.

В этом, кста­ти, мо­жет быть и мис­си­о­нер­ский смысл.

Од­но де­ло, ко­гда си­дит пря­мо-та­ки ком­паш­ка лю­дей, вы­пи­ва­ю­щих воз­ле мо­ги­лы, и дру­гое – ко­гда при­шед­ший свя­щен­ник у мо­ги­лы про­из­но­сит свя­щен­ные сло­ва, про­из­но­сит свя­щен­ные пес­но­пе­ния.

Для мно­гих ― это жи­вая про­по­ведь. Без свя­щен­ни­ка по­се­ще­ние клад­би­ща есть сле­до­ва­ние непо­нят­но­му ри­ту­а­лу, а так кто-то по­мо­лит­ся, пусть и неосо­знан­но, а кто-то за­ду­ма­ет­ся о Веч­ном.

При­сут­ствие свя­щен­ни­ка на клад­би­ще име­ет так­же и некий дис­ци­пли­нар­ный эф­фект, ко­гда и вы­ру­гать­ся стыд­но бу­дет, и го­лос по­вы­сить, и пес­ню спеть – все-та­ки ба­тюш­ка ря­дом. Так что на­ли­чие свя­щен­но­слу­жи­те­ля по­мо­га­ет обла­го­ра­жи­вать эту за­ча­стую ди­кую сре­ду.

* * *

От се­дой древ­но­сти хри­сти­ане в по­сле­пас­халь­ные дни при­хо­ди­ли для осо­бен­ных мо­литв на мо­ги­лы усоп­ших хри­сти­ан.

И се­го­дня важ­но, чтобы из обы­ча­ев Ра­до­ни­цы ушло все на­нос­ное, язы­че­ское, чтобы всё, про­ис­хо­дя­щее на клад­би­щах в эти дни, про­ис­те­ка­ло бы из хри­сти­ан­ской люб­ви к по­кой­ным, а не из же­ла­ния сде­лать «как у лю­дей» или из про­сто­го тще­сла­вия.

Чем боль­ше бу­дет нас, пра­во­слав­ных, тем боль­шая ве­ро­ят­ность то­го, что ра­но или позд­но клад­би­ща пре­вра­тят­ся в свя­щен­ные ме­ста мо­лит­вы, а не пре­воз­но­ше­ний и уве­се­ле­ний.

Епи­скоп Фила­рет (Зве­рев)

Источник: https://azbyka.ru/days/p-pominajte-usopshih-pravilno-osobenno-v-dni-pashi

Светлая неделя после Пасхи 2020: названия по дням, традиции и обряды, что нельзя делать

Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии

Первая неделя, следующая за Пасхой, называется Светлая неделя (седмица).

В 2020 году Светлая седмица отсчитывается от Пасхи, 19 апреля, до субботы, 25 апреля, включительно.

Первое воскресенье после Пасхи называют Антипасха (то есть, обновленная Пасха, посвященная апостолу Фоме), или Красная горка (в народном календаре).

Как празднуют Светлую неделю

Светлая неделя посвящена самой большой радости в жизни каждого христианина — Воскресению Христову. Ежедневно проводятся праздничные службы и крестные ходы, не смолкает колокольный звон.

По традиции на Пасху звонить в колокола разрешали всем желающим.

Увы, в этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, все церемонии и развлечения Светлой недели с участием прихожан под запретом, в пасхальных службах участвуют только священники.

Что можно делать в Светлую седмицу

По традиции в это время следует радоваться воскрешению Христа и молиться. Молитвы в пасхальную неделю считаются самыми угодными богу, который охотно исполняет все просьбы. Всю пасхальную неделю люди приветствуют друг друга возгласом: «Христос воскрес!», получая ответ: «Воистину воскрес!».

А вот троекратные целования и традиционные пасхальные визиты в этом году из-за эпидемии запрещены.

На Пасху и сразу после нее принято устраивать изобильные застолья (из-за коронавируса в этом году — только домашние). Работа в это время разрешена, но считается, что она не должна быть тяжелой. Также на Руси в это предсвадебное время начинались смотрины невест.

Что нельзя делать в Светлую неделю

В Светлую седмицу нельзя поститься, церковь этого не одобряет. Скоромное разрешено во все дни, включая среду и пятницу.

Также церковь не благословляет посещать в пасхальную неделю кладбища, для этого есть специальный поминальный день — второй вторник после Пасхи (Радоница, 28 апреля).

Увы, и в Светлую седмицу, и на Радоницу кладбища будут закрыты во избежание распространения инфекции.

Также в Светлую неделю запрещены венчания, чтобы мирское не отвлекало верующих от радости Воскресения Христова. Венчать начинали с Красной горки, поэтому Светлую неделю можно было посвятить подготовке к свадьбе.

Светлая неделя: названия дней

В славянской традиции каждый день Светлой седмицы имел свое название.

Понедельник называли Поливальным. В этот день было принято обливаться колодезной водой, чтобы смыть грехи и болезни.

Вторник называли Купальницей, в этот день также были в ходу обливания холодной водой, но на этот раз парни и девушки обливали друг друга, это считалось формой заигрывания.

Среду называли Градовой, или Хороводницей. В этот день старались не выходить в поле, иначе, как считалось, урожай градом побьет. А вот ритуальные хороводы, в которых участвовали как девушки, так и парни, были самым подходящим развлечением для пасхальной среды.

Четверг называли Навский (от древнерусского слова «навь» — покойник, потусторонний мир), или Пасха мертвых. В этот день вспоминали умерших, которые, по поверью, приходили к живым попировать и разделить радость Христова Воскресения, прообраз воскрешения всех мертвых.

Пятницу звали Прощеной, в этот день в молодых семьях принято было мириться с родителями: зять мирился с тестем и тещей, невестка — со свекром и свекровью.

Суббота называется Артос: в этот день священники по традиции раздают прихожанам хлеб (по-гречески «артос», традиция идет от апостолов), а родители навещают недавно поженившихся детей.

Воскресенье Светлой недели в православии называется Антипасхой, или Фоминым воскресеньем; народное название — Красная горка. Это первый после начала Масленицы день, когда церковь разрешает венчания. На Руси с Красной горки начинался весенний свадебный сезон, жениться в это время считалось очень престижным.

Подробнее о свадебных традициях на Красную горку читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Народные традиции, обряды и приметы на Светлую седмицу

На Руси в это время среди молодежи было принято качаться на качелях, считалось, что обрядовая забава помогает «сдувать грехи».

Считалось, что ребенок, родившийся в Светлую седмицу, будет здоровым и проживет долго.

Хорошая погода в это время, согласно приметам, сулила отличной урожай; ненастье было предвестником неурожайного года.

Поверья для девушек

В Светлую неделю девушки загадывали на будущее: услышать кукушку — не за горами замужество; горит лицо от ветра — жди сватов; ударилась коленкой — кто-то тебя вспоминает; увидела проснувшуюся муху — жди свиданья и т. д. В это время девушки старались умываться «серебряной» водой, для этого в таз для умывания клали серебряную вещицу. По поверью такое умывание придает девушке миловидности, приносит здоровье и удачу.

Источник: https://riafan.ru/1269432-svetlaya-nedelya-posle-paskhi-2020-nazvaniya-po-dnyam-tradicii-i-obryady-chto-nelzya-delat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.